paradisemc.ru

Православные праздники весной. Весенние календарные праздники и обряды. Скорик Александра. Пасхальный цикл праздников

Весенние православные праздники.

Цель: обобщение знаний детей о весенних православных праздниках.
Задачи: повысить познавательную активность учащихся и расширить кругозор.

Презентация расскажет о разнообразии весенних праздников. Данный ресурс учителя начальных классов могут использовать для проведения занятий по внеурочной деятельности или внеклассного мероприятия.

1.Рассказ о весенних православных праздниках (электронная презентация)

Слайд 1. Сегодня мы поговорим с вами о весенних православных праздниках, о традициях и обычаях, связанными с ними.

Слайд 2. Игра «Поле чудес» - 1 тур.

С каким праздником был связан обычай, отпускать на волю птиц? .

Слайд 3 – 4. Благовещение.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в православном мире торжественно празднуется с середины VII века. Этот праздник установлен в память явления Пресвятой Деве Марии Благовестника архангела Гавриила. Он явился к Ней с радостной вестью о грядущем рождении от Нее Спасителя мира, Сына Божия, Который царствует на небе, и будет царствовать на земле.

Слайд 5. Праздник этот был любим и почитаем в народе. Считалось, что работать в этот день тяжкий грех. «На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет», - говорится в народной поговорке. Одно из народных преданий гласит, что как-то раз на Благовещение кукушка, вопреки запрету, единственная из всех птиц, свила гнездо. Но была наказана за это Богом: с тех пор вообще дома своего не имеет, а яйца вынуждена подкидывать в чужие гнезда.

Слайд 6. Издавна в Москве в этот день проходили птичьи базары. Самым известным был у Охотного ряда. Москвичи покупали птичек и выпускали их на свободу. И по сей день у московских храмов на Благовещение выпускают голубей.

Слайд 7. Чтение стихотворения К.Бальмонта «Благовещение в Москве».


Благовещенье и свет,

Вербы забелели.

Или точно горя нет,

Право, в самом деле?

Благовестие и смех,

Закраснелись почки.

И на улицах у всех

Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,

Отнятых у снега.

Снова мир и свеж, и нов,

И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь, и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля

Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.

Благовещенье в Москве,

Это праздник света!


Слайд 8.. Игра «Поле чудес» - 2 тур.

Как в народном календаре назывался праздник, отмечавшийся за неделю до Пасхи?

Слайд 9 – 10. Вербное воскресенье.

В шестое воскресенье Великого поста, за неделю до Пасхи, празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим. В народном календаре этот праздник называется Вербное воскресенье. На Руси он всегда проходил под знаком освященной вербы.

В древнем Израиле Иисуса Христа народ приветствовал пальмовыми ветвями. В России климат суровый, и пальмы здесь не растут. Ко дню праздника часто бывает холодно, а в некоторых местах еще и снег лежит. Но одно дерево в это время начинает цвести - это верба, которая расцветает симпатичными пушистыми подушечками. Вот поэтому в России пальмовые ветви и заменили вербой. А праздник получил еще одно название – Вербное воскресенье.

Слайд 11 – 12. В церкви во время службы веточки вербы освящали и приносили домой. Их клали рядом с иконами, как святыню. Освященными веточками хлестали друг друга и особенно детей, приговаривая:


Верба, верба,

Верба, хлест,

Верба хлест

Бьет до слез!

Верба синя

Бьет несильно!

Верба красна

Бьет напрасно!

Верба бела

Бьет за дело!

Верба хлест

Бьет до слез!


Считалось, что этот обряд отгоняет от людей болезни, а детям помогает расти послушными и здоровыми.

Слайд 13. Вербное воскресенье, несмотря на идущий пост, всегда праздновали очень весело. Особенно торжественно и весело отмечался этот день в давние времена в Москве. После обедни устраивался торжественный крестный ход из Успенского собора в Кремле на Лобное место на Красной площади. В крестном ходе всегда участвовали царь и патриарх. На Красной площади совершался молебен. Тут же в санях, украшенных красным и зеленым сукном, была укреплена верба, увешенная яблоками, финиками и другими плодами. После молебна патриарх благословлял народ и раздавал вербу.

Слайд 14. В этот день в Москве на Красной площади устраивались специальные базары, где торговали пучками вербы, различными игрушками, разноцветными шарами, множеством всяческих лакомств.

Слайд 15. Чтение стихотворения А. Блока «Вербочки».

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.




Слайд 16. Игра «Поле чудес» - 3 тур.

Как называлась последняя неделя Великого поста?

Слайд 17- 18. Страстная неделя.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей , потому что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Иисуса Христа – его страданиям (страстям), крестной смерти и погребению. По значению вспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими.

Слайд 19 -20. С Великого понедельника в русском народе начиналась подготовка к Пасхе. Женщины убирали, мыли и чистили в домах, а мужчины заготавливали корм для скотины на всю Пасхальную неделю, чтобы не беспокоиться в праздник.

В Великий четверг , который в народных традициях называется Чистым четвергом, каждый православный стремится очиститься духовно (исповедоваться в храме) и физически. В народе этот день отмечался обычаем очищения водой – купанием в проруби, реке, озере, многие мылись в бане. В Чистый четверг красили яйца к пасхальному столу.

В Великую субботу приготовленные к празднику пасхальные куличи, пасхальные яйца и творожные пасхи приносили в церковь и освящали.

Слайд 21. Пасха.

Православные христиане называют этот день «праздником праздников, торжеством торжеств». Праздник этот - самый главный праздник православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот праздник.

Слайд 22 - 23. В ночь накануне Пасхи верующие собираются в храме. Богослужение в эту ночь проходит особенно торжественно и пышно. Все молящиеся зажигают праздничные красные свечи и ждут, когда священники в белых одеждах с крестом и иконами выйдут из церкви, чтобы крестным ходом три раза обойти вокруг храма. Крестный ход заканчивается в полночь, священник у закрытых дверей храма провозглашает: «Христос воскресе!». Молящиеся входят в храм, где начинается Светлая заутреня.

Слайд 24. В эту ночь в храм приносят для освящения особую пасхальную пищу (кулич, окрашенные яйца, творожную пасху), которые в день Светлого Христова Воскресения будут стоять на праздничном столе. Кроме пасхальных блюд на праздничный стол ставилось множество традиционных лакомств русской кухни.

Слайд 25 – 26. На Пасху было принято «христосоваться»: поздравлять друг друга с праздником и со словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» дарить крашеные яйца и целоваться.

Кроме того, на Пасху устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

Слайд 27. Праздник Пасхи отмечали в течение всей недели.

Слайд 28. Игра «Поле чудес» - финал.

Как в народном календаре называется праздничная пасхальная неделя?

Слайд 29 .С апостольских времён праздник христианской Пасхи продолжается 7 дней. Поэтому эта праздничная неделя называется Светлая Пасхальная седми ца. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д.

Слайд 30. Чтение стихотворения Л. Чарской «Колокола».


Г улко звуки колокольные
Улетают в твердь небес
За луга, за степи вольные,
За дремучий темный лес.
Миллиардом звуков радостных
Льет певучая волна...
Вся мгновений дивных,

сладостных
Ночь пасхальная полна.
В них, в тех звуках –

миг прощенья,
Злобе суетной – конец.

Беспредельного смиренья
И любви златой венец.
В них – молитвы бесконечные,
Гимнов дивные слова.
В них – печаль и слезы вечные
Смыты кровью Божества.
В них – земли восторг

таинственный
И святой восторг небес,
В них – Бессмертный и

Единственный
Бог воистину воскрес

Церковные праздники – это важные для христиан датой, к которым принято готовиться молитвенно, соблюдать пост, а потом приходить на торжественную литургию с причастием в храм. Некоторые православные праздники, такие как Успение, кажутся людям, далеким от церковной жизни, странными. Зачем христиане празднуют смерть? О сути церковных праздников мы постараемся рассказать вам в этой статье.

Календарь не переходящих церковных праздников известен:

Церковный праздник Дата церковного праздника Значение церковного праздника
Рождество Христово 7 января
Крещение Господне 19 января Двунадесятый церковный праздник
Сретение Господне 15 февраля Двунадесятый церковный праздник
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля Двунадесятый церковный праздник
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля Великий церковный праздник
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля Великий церковный праздник
Преображение Господне 19 августа Двунадесятый церковный праздник
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Двунадесятый церковный праздник
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября Великий церковный праздник
21 сентября Двунадесятый церковный праздник
Воздвижение Креста Господня 27 сентября Двунадесятый церковный праздник
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября Великий церковный праздник
4 декабря Двунадесятый церковный праздник

Переходящие церковные праздники , в свою очередь, постоянно празднуются в разные дни. Мы составили таблицу по ближайшим датам:

Праздники 2019 2020 2021
Начало триоди 17 февраля 9 февраля 21 февраля
Прощеное воскресенье 10 марта 1 марта 14 марта
Вход в Иерусалим 21 апреля 12 апреля 25 апреля
Пасха 28 апреля 19 апреля 2 мая
Вознесение Господне 6 июня 28 мая 10 июня
Троица 16 июня 7 июня 20 июня
Петров пост 18 дней 27 дней 14 дней

Что такое церковный праздник?

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил.4:4–7 . )

Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?

Господь призвал нас не для страдания, но для спасения и вечной жизни, что, само по себе, уже является поводом для радости. Поэтому, даже, когда мы плачем, раскаиваясь в своих грехах, это – великая радость. Ведь у нас есть Тот, кто готов принять наше раскаяние. Православные праздники заключены в тихой радости единения с Богом. Эти важные даты призваны напомнить нам о Евангельских событиях, они связаны с древними христианскими традициями и позволяют нам на время отвлечься от мирской суеты, чтобы посвятить еще один день в году общению с Богом. Во время церковного праздника в храме служится литургия, а мы восхваляем историю нашего Спасения Иисусом Христом, вспоминая те или иные события Священного Писания или жития православных святых.

Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Дата непереходящих праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи. Именно из-за даты празднования Пасхи обычно двигается Церковный календарь. Дата празднования Воскресения Христова высчитывается по солнечно-лунному календарю. Ее обычно отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Отцы Первого Вселенского собора постановили такой порядок еще в 325 году.

Существует двенадцать самых важных церковных праздников. Их именуют “двунадесятыми” или иногда “дванадесятыми”. Пасха не входит в этот список, как наиглавнейший православный праздник, стоящий отдельно, вне каких-либо категорий.

  • Рождество Христово
  • Богоявление
  • Сретение
  • Благовещение
  • Вербное воскресенье
  • Вознесение
  • Троица
  • Преображение
  • Успение Пресвятой
  • Воздвижение Креста Господня
  • Рождество Богородицы
  • Введение во храм Богоматери
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого
  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Память первоверховных апостолов Петра и Павла
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Память свят. Николая
  • Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари.

С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.

Праздники в православном календаре

Двунадесятые Богородичные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Недалеко от Иерусалима располагается город Назарет. Именно в этом городе жили праведные и уже немолодые супруги Иоаким и Анна. Долгое время Господь не давал им детей. Во времена их жизни это считалось позором, ведь дети считались благословением Божьим. Однажды Первосвященник даже не принял жертву от Иоакима, обвиняя его в том, что он, очевидно, в чем-то провинился перед Богом, раз Господь не дает ему детей. Иоаким взмолился Господу, чтобы Он даровал им с супругой ребенка. Анна считала себя повинной в бездетности брака. Она тоже обратилась к Богу с просьбой подарить им с Иоакимом потомство и пообещала принести дитя в дар Богу, служить Ему. Тогда пред ней предстал Ангел Небесный и сказал: “Твоя молитва услышана. Ты родишь дочь благословенную. Ради нее благословятся все роды земные. Через нее дастся спасение всему миру и наречется она Марией”.

В те времена благословением от Бога считалось только рождение младенца мужского полы. Даже в Священном Писании люди исчисляются только мужскими единицами. Но девочкой, которую родит Анна станет Пресвятая Богородица, мать Христа.

Иоаким, тем временем, спешил к Золотым воротам Иерусалима после сорокадневного поста в горах. Он должен был увидеть свою жену Анну, потому что в горах ангел явился и ему. Обняв его у ворот, Анна сказала “знаю теперь, что Господь благословил меня”.

Рождество Пресвятой Богородицы – первый двунадесятый православный праздник в церковном году, который начинается 14 сентября по новому стилю. Божья Матерь послужила делу Спасению, родив Сына Человеческого, от которого началась новая эпоха и новое летоисчисление. Со Спасителем Господь открыл нам, что главным законом в нашей жизни должен быть закон любви, способность к жертве во имя любви. Земной путь Богородицы был наполнен скорбями, она стояла у Креста Господня и вместе со Спасителем переживала крестные муки.

Но мир радовался ее рождению, в день Рождества Богородицы родилась наша заступница перед Богам, по молитвам к которой свершаются великие чудеса.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из главных церковных праздников, посвященных земной жизни Богородицы. Кроме Введения празднуются также Рождество Богородицы и Успение Богородицы. Эти праздники основаны на Священном Предании. На Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда Ангел Господень явился сообщить о зачатии Христа.

Кроме этих главных праздников, празднуются и другие православные праздники – праздники чудотворных икон Богородицы, Покров (этот день особо любим в народе) и много других дней, отражающих нашу любовь к Пресвятой Богородице. Введение во храм Девы Марии – это особая дата, не имеющая аналогов среди других церковных праздников. Священное Предание рассказывает о том, что, как только Деве Марии исполнилось три года, родители – Иоаким и Анна отвели ее в храм, чтобы, согласно обету, данному Господу, воспитать ее в Божественной благодати. Этот обет был исполнен в благодарность за дарованное дитя. Он не означал принятие ребенком обета монашества или особой аскетической жизни, но его воспитанием занимались уже не родители, а служители храма. Это – знак высшего доверия Богу.

В Иерусалиме в те времена существовал один храм, в алтаре которого некогда хранился ковчег Завета. В этом же храме существовала особая духовная школа, где воспитывались отроки и отроковицы, посвященные Богу. Деву Марию встретил первосвященник Захария. Он играл важную роль в Ветхозаветной Церкви и был непререкаемым моральным авторитетом для верующих. Без посторонней помощи Дева Мария взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в святилище, едва переступив порог храма. Увидевшие это восприняли восхождение как чудо. Несмотря на тело младенца, Богородица уже тогда была совершенна душой. Она вошла в храм радостной и торжествующей, как в родной дом.

Первосвященник Захария вел девочку в святая святых храма, куда он сам мог входить только раз в году. Он сразу увидел, что перед ним – не обычный ребенок. Пребывая во храме Дева Мария восхищала всех полнотой своей добродетели, будучи при этом смиренной и кроткой. Это была еще одна ступень на пути к явлению в мир Спасителя, поэтому верующие так чтят эту знаменательную дату и выделяют ее среди многих православных праздников.

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)

Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый православный праздник.

Он по-разному назывался у первых христиан: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, но в VII веке на Востоке и Западе его стали звать одинаково – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Этот день явил радость всему миру и стал началом нашего Спасения, благословением для всех людей. В этот день Бог соединился с человечеством и в лице Девы Марии исполнились все пророчестве Ветхого Завета о Сыне Человеческом. Во всем мире тогда не было святее и достойнее Девы Марии. Она проживала в храме уже двенадцать лет, когда первосвященник сказал, что, достигнув совершеннолетия, она должна оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом своего мужа. Дева Мария смиренно отвечала, что она дала обет посвятить свою жизнь Господу и не желает нарушить обет целомудрия. Первосвященник не могу заставить Деву нарушить обет, данный Богу, поэтому он собрал духовенство храма, чтобы молиться и просить Богу явить Его волю. Первосвященнику Зарахрию явился Ангел с указанием забрать неженатых мужей из дома Давидова и просить их принести жезлы свои, кому из них Господь покажет знамение, тот и станет мужем для Девы Марии.

Когда Первосвященник собрал жезлы, он стал молиться, чтобы Господь явил свою волю. На ночь жезлы оставили в храме, а на следующий день жезл Иосифа расцвел. Иосиф был родственником Девы Марии, вел праведную жизнь, ему было уже больше 80 лет, он жил во вдовстве и имел взрослых детей. Дева Мария переселилась из храма в Назарет, но осталась жить в уединении и безмолвии, сохраняя девство. Пречистая Дева продолжала жить для Бога, заниматься домашними делами. Пока Бог послал к Деве Марии архангела Гавриила.

Дева Мария знала пророчества о пришествии Мессии и о Пресвятой Деве, которая станет Его матерью. Она молилась о том, чтобы послужить этой женщине, но этой женщиной оказалась она сама.

“Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Благословенна Ты в женах”, – эти слова Дева Мария услышала от архангела, явившегося к ней. Эти слова привели ее в смятение, и она безмолвствовала. Но архангел Гавриил утешил ее словами о том, что Господь даст Сыну престол Давида. Дева Мария не знала мужа, но сила Вышнего осенила ее, и она зачала, когда свет Духа Божьего осенил ее. Свершилось таинство воплощения Сына Божьего. Избранная из всех родов, Дева Мария вместила в себе сокровище благодати и дала человеку возможность надеяться на спасение.

Сретение Господне (2/15 февраля)

В основу церковного праздника Сретение Господне положено удивительное чудесное событие, которое произошло в Иерусалиме в I веке н.э.. Согласно традиции, на сороковой день после рождения все иудеи должны были принести в храм своих первых сыновей для посвящения Богу. В благодарность принято было приносить Богу жертву – барана, вола, голубей. Важную роль играло то, что семья могла себе позволить.

Этот закон был установлен в память об освобождении еврейского народа из египетского рабства. Тогда Господь спас от гибели израильских первенцев.

Родители принесли Иисуса Христа в иерусалимский храм, как того требовал закон, как только Ему исполнилось сорок дней, чтобы представить перед Богом. Иосиф и Мария не могли позволить себе принести дорогостоящую жертву, так как жили небогато. Они принесли в жертву лишь двух птенцов голубей. В это время в Иерусалиме жил благочестивый старец – Симеон Богоприимец. По внушению Духа Божия и пророчицы Анны, он пришел в храм, так как Святой Дух обещал Праведному Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию. Ему было уже 360 лет. По Преданию Церкви, он был одним из тех, кто переводил Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Он хорошо знал Писание и с верой ожидал Христа Спасителя. Хотя, сначала он усомнился в возможности исполнения пророчества, о том, что Спаситель родится в мир от земной женщины. Он даже хотел изгладить эти пророчества в Писании, но к нему явился Ангел Господень и удержал его, подтвердив истинность этих слов – “Веруй тому, что написано!”.

Увидев младенца Иисуса у дверей храма, он в великой радости воскликнул: «Это - Бог, Соприсносущный Отцу, это - Предвечный Свет и Спаситель Господь!». Как и было обещано Господом, ему явился Божественный Младенец с Пречистой Девой и праведным Иосифом. Сердце Симеона трепетало, он славил Господа в молитве. Старец узрел Того, Кто был обещан Господом людям, наступила полнота времен. Он мог уйти из этого мира, ибо исполнилось пророчество.

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)

Этот праздник кажется парадоксальным тем, кто не знаком с церковными православными праздниками. Почему мы празднуем смерть? Но мы знаем слова “Живем ли, для Господа живем; Умираем ли, для Господа умираем”. Еще Апостол Павел говорил: “Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение”.

Последнее, что мы знает о земном пути Девы Марии из Евангелия, это – слова, которые Господь обращает к Матери со креста. Слова о Его любимом ученике, Иоанне Богослове: “ Жено! се, сын Твой “. Эти слова, конечно же, касались всего человечества.

Любимый ученик Христа взял Деву Марию к себе. Священное Писание не доносит до нас сведений об Успении Богородицы, но Церковное Предание хранит для нас сведения о жизни Богородицы после Воскресения Христова.

Итак, Богородица жила в доме Иоанна Богослова. Она часто уединялась для молитвы своему Божественному Сыну. В один из таких дней к ней вновь явился архангел Гавриил, чтобы возвестить – через три дня Пресвятая Дева отойдет ко Господу. Богородица приняла эти слова с великой радостью в ожидании встречи с Богом. Единственное, о чем она попросила – дать ей возможность проститься с апостолами, учениками Христа, которые понесли в мир весть о Спасении. Чудесным образом апостолы, которые были далеко от Иерусалима, были перенесены туда, чтобы проститься со своей Небесной Матерью. Богоматерь утешила апостолов в их скорби и попрощалась с каждым из них.

Но Успение Богородицы не было обычным расставанием души с телом. В час ее смерти Небеса разверзлись и присутствовавшие узрели Христа с Ангелами и почившими праведниками. Пресвятая Дева была словно погружена в сон, поэтому ее преставление называется Успением, то есть сном. И за этим сном ожидались слава и пробуждение в Царстве Небесном. Душа Девы Марии, сопровождаемая ангельским пением, вознеслась на Небеса.

Во время погребения тела Богородицы один иудейский священник преисполнился гнева к Матери Иисуса Христа и решил опрокинуть тело Девы Марии на землю. Но стоило ему только дотронуться до одра Пречистой Девы, как Ангел Господень явился с мечом и отсек ему руки. Священник взмолился апостолам о помощи. Апостол Петр ответил, что Господь по молитвам к Его Матери может даровать ему исцеление. Священник Афоний приложил свои руки к месту отсечения, вознося молитвы Богородице. Его молитва была услышана, и он последовал за одром Девы Марии, прославляя Господа и Богородицу.

Апостол Фома не успел увидеть погребение Божьей Матери и очень скорбел, желая проститься с ней. Когда на третий день апостолы открыли ему гробницу, тела Богородицы в ней не оказалось, но она явилась им сама в Небесной Славе в окружении множества ангелов со словами: “Радуйтесь, ибо я с вами во всем дни”.

Цели:

  • Образовательные :
    • сформировать у учащихся представление о христианстве как о религии, вобравшей в себя пережитки язычества,
    • подвести учащихся к выводу о том, что Пасха – это «праздник праздников» в христианстве; познакомить с пасхальными обрядами, легендами, играми.
  • Воспитательные:
    • подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания и становления как личности путем соприкосновения с духовным и культурными ценностями русского народа.
  • Развивающие:
    • продолжить работу формированием умений и навыков анализа исторических событий и их влияния на развитие духовной культуры русского народа.
  • Опытно-практические:
    • введение учащихся в ситуацию празднования большого религиозного праздника.

Оборудование: наглядные пособия с изображением праздника Пасхи и языческих богов, изображения храмов, в том числе оренбургских (региональный компонент), репродукция иконы Рублева «Троица», крест (распятие Иисуса Христа), рисунки детей, композиции, созданные учащимися, атрибуты для проведения игр.

Музыкальное оформление: М. И.Глинка «Жаворонок», П.И. Чайковский «Времена года (март, апрель)», церковная музыка, музыка колокольного звона.

ХОД УРОКА

Модуль 1. Обряды и верования древних славян на Руси. Предвесенний праздник масленица .

Образ : Повторение об обрядах и верованиях на Руси. Учащимся задаются вопросы: что такое христианство? Когда оно появилось на Руси? Какие приметы связанны с приходом весны?
Создается образ весеннего настроения используя иллюстрации, рисунки учащихся, музыку Чайковского «Времена года». Приход весны связан с её зазыванием. Первым этапом зазывания была Масленица.

Анализ : Учащиеся расшифровывают символику древней славянской мифологии, рассказывают о том, как и почему зазывали весну.
Масленица приходится как раз на ту пору зимы, когда победа животворящих сил природы над смертоносной мощью мрака и холода становилась все ощутимее: стоят оттепели, с крыш льёт капель, заметнее подрастает день. Убегало наводившее страх на всё живое чудище Морана, и её бегство было равносильно смерти вплоть до новой зимы. Появилось светлое божество весеннего плодородия земли – веселая красавица Лада. Через века языческое чудовище Морана превратилось в чучело Масленицы, которое сжигалось. А ему на смену приходила весна-красна и её нужно было зазывать (Приложение 1 ).

Действие : учащиеся собираются в хоровод, в центре которого находится девочка, украшенная венком из зелени, и запевают песню под русские народные инструменты. Зазывают весну пением:

Весна, весна красная,
Приди весна с радостью
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Так заканчивается анализ языческих верований древних славян.

Модуль 2. Религиозные праздники и языческие верования. Встреча весны

Образ : Необходимо связать представление о народных приметах с явлением природы, жизнью животных и птиц, с сезонными изменениями в их поведении.
Чтобы возник образ пробуждающейся природы и людей, радующихся её обновлению, чтобы придать эмоциональность уроку в этой части звучит произведение Глинки « Жаворонок». Возникает образ пробуждающейся природы и людей, радующихся её обновлению.
Анализ : Учащиеся рассказывают об особенностях праздника «Сороки» в России и в своей местности.
В этот день Православная Церковь вспоминает сорок мучеников, которые по народному поверью торят путь – дорогу сорока утренникам (морозам). По примете, если все сорок морозов – утренников пройдут подряд, быть всему лету тёплому.
В этот день прилетает вторая весенняя птица – жаворонок, а с ней ещё сорок птиц.
В честь их прилёта пекутся в этот день в каждой семье по сорока жаворонков из теста.

Действие : Учащиеся инсценируют фрагмент праздника Печёных птичек раздают детям и они бегут закликать жаворонков, а сними и весну:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Затем все встают в хороводы и поют песни – веснянки:

Весну пора звать, зиму забывать.
Ай лели, лели, зиму забывать.
Зиму забывать, лето дожидать.
Ай лели, лели, лето дожидать.

Заканчивается действие крошением печёных жаворонков. Этот обряд напоминает языческое жертвоприношение и подчёркивает связь человека с природой, от которой зависти не только достаток в семье, но и сама жизнь человека и его близких. Именно поэтому русский крестьянин, как славянский язычник глубокой древности, задабривает землю и другие силы природы. Например крошит печеных жаворонков.

Модуль 3. Покров не лето, Благовещенье не зима

Образ : Связан со следующим весенним месяцем – апрелем. Учащиеся приводят народные приметы, относящиеся к этому месяцу: «В апреле земля преет». «Апрельские ручьи землю будят». «Три дождя в апреле – тысячи дождей стоят.»

Анализ : В апреле празднуется один из двенадцати значительных праздников русской православной церкви – Благовещение. Вошло оно в христианский календарь в IV веке. На Русь Благовещение пришло с древними христианскими праздниками и обрядами в конце X века. Отмечается 7 апреля в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа.

Благая Весть, Благая Весть…
Она как радостная песнь.
Родится скоро Иисус и мир собой спасет.
Благая Весть, Благая Весть…
Марии трудно произнесть,
Что с нею ангел говорил, что сердце сына ждет.

Учащиеся вспоминают об обряде отпускать на волю в этот праздник птиц.
Только темной ночью прекращались веселые сборища. В ночь на Благовещенье крестьяне сжигали свои постели, прыгали через огонь, окуривали свои платья. Считалось, что это спасало от порчи и сглаза. Пожилые женщины прокаливали в печи соль, которая, по их мнению, оказывает чудеса при разных болезнях.
Учащиеся делают вывод о том, как глубоко проникли и укоренились в религиозных праздниках языческие верования.

Действие : демонстрируются рисунки учащихся по этой теме.

Модуль 4. Предпасхальная неделя – «вербница»

Образ : учащиеся рассказывают об обрядах, предшествующих и сопровождающих Вербное Воскресенье. Так создается образ предстоящей жертвы Спасителя и подготовке к празднику Воскресенья. Верба на Руси – символ начала новой жизни. У нас верба заменяет пальмовые ветви, которые бросали под ноги Христу, когда он вступил в Иерусалим, зная о грядущем Голгофском кресте.

Анализ : в последнее воскресенье перед Пасхой церковь празднует торжественный вход Господень в Иерусалим. Этот великий праздник называется Вербным Воскресеньем потому, что в этот день за всенощным бдением молящиеся раздают священные ветви вербы. В старину зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Люди, держа в руках первые распустившиеся ветви, прославляют Спасителя как победителя смерти, потому что он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за грехи людей, воскреснуть и тем самым, спасти людей от вечной смерти и вечных мук. Таким образом, ветка вербы служит у нас знаком победы Христа над смертью и напоминает о будущем воскрешении из мертвых.

Действие : учащиеся показывают свои композиции с вербой.

Модуль 5. Празднование христианского праздника Пасха

Образ : Чтение отрывка повести писателя И.Шмелёва «Лето господне» о праздновании Пасхи. Во время чтения демонстрируются иллюстрации празднования Пасхи.

Анализ : Разбирается символика праздника.
Что означает яйцо, почему оно красное. В религиозном смысле яйцо – символ постоянного возрождения. Но оно выполняет и функцию плодородия. Говоря о традиции окрашивания яиц, учащиеся отмечают обычай красить яйца в красный цвет. Красный цвет пасхального яйца имеет особый смысл – оно окрашено кровью Христа.
В полночь Великая Суббота сменяется светлым Христовым Воскресеньем, начинается крестный ход. На Пасху выпекают кресты.
На фоне церковной музыки учащиеся рассказывают о символике креста.
Из орудия казни крест превратился в символ искупления и объект почитания. Его официальное почитание введено в христианство в IV веке.
Звучит аудиозапись «Библейская легенда о распятии Христа».

Учащиеся читают стихотворение А.К.Толстого:

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами,
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый!..

Пасхальная радость есть радость вечной жизни. Так как службы происходят в храме, то учащиеся разбирают символику внутреннего устройства храма.

Храм – особое, отличное от других строений помещение, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения ему. Он состоит из трёх частей:
Алтарь – царство Божие (живёт Бог)
Купол – царство небесное (здесь живут ангелы)
Притвор – царство земное (живут люди).

Рассказ иллюстрируется изображениями храмов России и ныне существующих и утраченных храмов родного края. Поясняется значение количества куполов на церкви. Один купол на храме означает единство Бога, два – Христос есть Бог и человек, три – Бог – отец, Бог – сын, Бог – святой (триединство Бога), четыре – евангелисты (люди,которые каждый по-своему, описали жизнь Христа. Их звали Марк, Иоанн, Матфей и Лука. Их книги называются Евангелие, что означает благая весть), пять – Бог и евангелисты.

На Пасху с колоколен храмов раздается звон, возвещающий о Воскресении Христа. Существует несколько видов звонов: благовест, трезвон, перезвон.

Звучит аудиозапись колокольных звонов и на её фоне читают стихи:

Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют,гудят колокола,
И весть та – радостна, светла –
Над миром носится волной
И мир внимает вести той.

Светлое Христово Воскресенье всегда было праздником любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами: «Христос Воскрес» и одаривали друг друга пасхальными яйцами.

Учащиеся рассказывают об истории приветствия «Христос Воскрес» и ответа «Воистину Воскрес».

Действие : звучит колокольный звон – благовест.
Учащиеся приветствуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами.
Празднование Пасхи начинается пасхальными играми. Учащиеся участвуют в играх. Затем идёт угощение пасхой и другими пасхальными блюдами и одаривание всех пасхальными писанками под звуки колокольного звона (Приложение 2 ).

Литература:

1. Народный праздничный календарь. Литературно-музыкальный альманах. Молодежная эстрада.1999 г.
2. Колесникова В. «Праздники Руси православной» М. «ТЕРРА» 1998г.
3. Забылин М. «Русский народ» М. Белый город. 2004 г.
4. Коринфский А. «Народная Русь». М., Белый город, 2006 г.
5. Шмелев И. «Избранное». М., Правда, 1989 г.
6. Журнал «Народное творчество».

Праздники весной – это не только 8 марта, 1 и 9 мая. На Руси весенних праздников всегда было куда больше. Некоторые из них тянутся еще с языческих времен, неким образом приспособившись к православному календарю и христианству и гармонично влившись в церковные традиции.

Весенние праздники славян

Первый весенний праздник, который праздновался еще в языческой Руси – (Масляница) или сырная неделя. Этот весенний народный праздник предполагает проведение цикля обрядов, связанных с проводами зимы и оканчивается сжиганием чучела, символизирующего зиму. Перед этим всю неделю люди веселятся, угощают друг друга блинами и другими яствами, участвуют в кулачных боях, катаются на санях и водят хороводы.

Сжигание же чучела у наших предков олицетворяет возрождение, аналогичное с птицей Феникс, через гибель. После этого пепел чучела, а также выброшенных в костер старых вещей, развевали по полям, чтобы с новым урожаем наступило новое возрождение, пришел достаток и благоденствие.

Другой русский весенний праздник – Веснянки , встреча весны. Как и масленица, празднование проходит в разные дни в соответствии с церковным календарем. До этого же он был привязан к астрономическому весеннему равноденствию – 22 марта.

Празднование сопровождается зазываниями весны при помощи заклинаний. И поскольку начало весны ассоциируется с прилетом птиц, главное средство заклинания – приготовление жаворонков и куликов, которых затем клали на возвышенные места или подбрасывали в воздух. Действо сопровождается обрядовыми песнями, призванными приблизить весну.

Еще один весенний праздник, связанный со встречей с весной – «Алексей – с гор потоки ». Празднуется он во время Великого поста. С этого дня крестьяне начинали готовиться к полевым работам. Православная же церковь в этот день вспоминает Алексея – человека Божьего.

Пасхальный цикл праздников

– праздник, празднуемый всегда за неделю до Пасхи. В этот день вспоминается вход Господа в Иерусалим, незадолго до своих мучений и смерти на кресте. Верующие встречали его с пальмовыми ветвями, выстилая ими дорогу, потому другое название праздника – Пальмовое воскресенье. В этот день все православные идут в церковь и освещают веточки вербы и приветствуют Христа, пришедшего спасти человечество от вечной смерти.

Главный весенний праздник, несомненно, это – Пасха . Чудесное воскресение Иисуса Христа является не просто праздником, но наиболее значимым событием в мировой истории. В этом – вся суть христианства и смысл веры, надежды на спасение.

К пасхальным традициям относится приветствие «Христос Воскресе – Воистину Воскресе», «христование» крашенными яйцами, освещение куличей и пасок.

Народные гуляния с хороводами, песнями и играми, продолжавшиеся иногда до 2-3 недель после Пасхи именуются Красная горка. Этот праздник известен еще с древних времен, он также приурочен к встрече весны.

Спустя 50 дней после Пасхи православные отмечают праздник Троицы или Пятидесятницы. Все украшают свои дома зелеными веточками и цветами, что символизирует расцвет человеческой добродетели, а также напоминает о явлении Троицы Аврааму в Мамврийской дубраве. Украшенный зеленью храм напоминает ту самую дубраву.

Весенние детские праздники

Для того, чтобы привить детям любовь к истории своего народа и его традициям, лучше всего с пеленок вовлекать их в празднования исконно русских праздников.

Организация встречи весны может быть очень яркой, нестандартной и веселой. Тем более, что есть множество готовых сценариев разных торжеств и гуляний.

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»



Загрузка...