paradisemc.ru

Вышивка бисером. Общая информация и правила. Творческий проект "вышивка бисером"

Вышивка бисером для начинающих – отличный вариант освоения техники плетения. Этот вид творчества позволяет создавать яркие картины, переливающиеся множеством бликов и оттенков. Также такая вышивка может быть использована для украшения одежды, создания аксессуаров. Перед тем как приступить к работе, необходимо ознакомиться с особенностями техники, а также инструкциями по вышивке для начинающих.

Вышивка бисером для начинающих – отличный вариант освоения техники плетения

Перед началом вышивания необходимо тщательно подготовить свое рабочее место, ведь именно оно создает половину успеха мастерицы.

  1. Над рабочей областью обязательно должна быть установлена настольная лампа.
  2. Рабочую область следует покрыть тканью, имеющей белый цвет. Соблюдение этой рекомендации позволит быстро найти упавшую бусину.
  3. Увеличить скорость вышивания можно, если разложить весь бисер по цветам.
  4. Перед началом работы необходимо подготовить схему вышивки.

Учиться вышивать бисером можно на более бюджетных материалах. Бисер следует подбирать такой, в который легко проходит тонкая игла. Оптимальным вариантом считается использование бисера стандартного размера. Переходить на вышивку мелким бисером следует только после набора определенного уровня опыта. Стоит учесть, что вышивание мелким бисером имеет свои сложности: некоторые бусины не могут пройти через ушко даже самой тонкой иглы.

Как вышивать бисером новичку (видео)

Как вышивать бисером на ткани: правила для начинающих

Многие мастерицы вышивают бисером по ткани.

Такая техника вышивки имеет индивидуальные особенности, поэтому чтобы облегчить творческий процесс, необходимо придерживаться следующих правил:

  • рисунок следует нанести на ткань с помощью копировального листа, после набора определенного опыта допускается вышивание без переноса рисунка – с отметкой вышитого шага в схеме;
  • облегчить процесс вышивания можно, закрепив ткань на пяльцах или натянув на раму;
  • вышивку следует производить с помощью капроновой или хлопчатобумажной нити;
  • для темных тканей следует подбирать нити тон в тон, а для светлых допускается использование бежевых, светло-серых и белых оттенков;
  • узелки можно завязывать только маленькие – едва заметные;
  • закреплять бисерину допускается приемом обратного стежка;
  • оптимальным вариантом для начинающих будет игла №11.

Многие мастерицы вышивают бисером по ткани

Все перечисленные выше правила позволяют максимально облегчить процесс обучения технике. Хобби станет комфортным, успокаивающим и интересным.

Галерея: вышивка бисером (25 фото)























Выполняем картину из бисера: пошаговый урок для начинающих

Вышивание картин бисером – дело довольно-таки кропотливое. Однако сделанный таким способом предмет искусства поражает своей красотой и оригинальностью.

В процессе работы над картиной потребуется:

  • рама;
  • бисер;
  • отрез ткани, соответствующий раме;
  • игла;
  • капроновые нитки;
  • калька;
  • ножницы;
  • воск.

Учимся вышивать картину пошагово:

  1. На бумаге рисуется эскиз будущей картины. Начинающим мастерам можно воспользоваться уже готовой схемой.
  2. Ткань натягивается на раму с обратной стороны. Легче всего сделать это с помощью канцелярских кнопок.
  3. Затем рисунок переводится на ткань с помощью кальки.
  4. К задуманному рисунку подбираются цветовые отношения бисера.
  5. Нить вдевается в игольное ушко, на ее кончике делается маленький узелок.
  6. Игла вкалывается в область начала вышивки с изнаночной стороны. Это необходимо для того, чтобы узел не был виден на поверхности картины.
  7. На иглу надевается бусина, а затем игольный кончик снова втыкается в ткань в максимально близком расстоянии от бусины.
  8. Затем делается небольшой стежок, и игла снова вытаскивается на лицо.
  9. Затем берется следующая бусина, которая аналогичным образом закрепляется на ткани.
  10. Таким способом следует укладывать бисерины по всей поверхности ткани в соответствии с выбранным рисунком.
  11. Последняя бисерина закрепляется с изнаночной стороны с помощью узелка.

Укладывать бисерины следует плотно, но так, чтобы ткань не шла складками. В противном случае, некоторые участки картины будут топорщиться. Для вышивания картин бисером можно использовать представленные схемы.


Вышивка бисером на одежде для начинающих: пошаговая инструкция

С помощью бисера можно эффектно украсить одежду, тем более эта технология декорирования часто используется известными модельерами и находится на вершине моды.


В процессе вышивания потребуется:

  • футболка;
  • бисер;
  • клеевой флизелин;
  • утюг;
  • капроновые нитки;
  • игла.

Пошаговые уроки по вышивке на одежде:

  1. На плече с помощью мела отмечается ровная вертикальная линия. Нарисованная линия должна являть собой продолжение плечевого шва.
  2. Для того чтобы вышивка была прочной и футболка не растягивалась, на изнанку следует приклеить флизелин.
  3. Для этого берется пара отрезов флизелина, каждый кусочек укладывается на изнаночную сторону ткани так, чтобы клеящая сторона располагалась внизу.
  4. Горячим утюгом флизелин приклеивается к ткани.
  5. На рукавах отмечается расположение квадратов. Нужно отметить все углы каждого элемента.
  6. Отрезается половина метра капроновой нити. Со стороны изнанки нитью с узелком на конце выполняется стежок в верхней части рукава так, чтобы игла оказалась на лице.
  7. Пришивается первая бусина. А затем по представленному рисунку пришиваются и остальные бусины, бисер. Также вышивку следует дополнить стеклярусом. Каждый элемент закрепляется с изнаночной стороны.
  8. После выполнения первого мотива, ниже нужно вышить второй. Ракой рисунок добавит законченности образу.

Если использовалась кофта с длинным рукавом, можно шить столько мотивов, сколько позволяет свободная площадь. Стирать такую одежду следует только в специальном мешке, вывернув ее наизнанку.

Как вышить бисером на канве?

Самая простая технология вышивки бисером – по канве. Это обусловлено тем, что канва подразумевает под собой строгий строй нитей, образованный сплетениями и отверстиями, куда с легкостью проходит игла.

Необходимые материалы:

  • бисер 15 размера следующих цветов: темного коричневого, желтого, оранжевого, красного, зеленого, охра;
  • бисер 11 размера: коричневый и желтый;
  • канва 16 или 18;
  • нить;
  • игла.

Техника вышивания по кайме будет осваиваться с помощью следующей схемы:

Инструкция:

  1. Начать работу следует с подбора размера канвы. Понадобится канва 3.5 на 4 квадрата.
  2. Нить проводится с изнанки на лицо, набирается первая бисерина, игла переводится на изнаночную сторону и закрепляется тройным узлом.
  3. Аксессуар возвращается на лицо, первая бисерина пришивается на 1 стежок. Все стежки будут выполняться по схеме полукрест.
  4. Первый ряд вышивается до конца, последняя бусина фиксируется 2 стежками.
  5. Аналогичным образом выполняется второй ряд. В его начале и конце необходимо помнить о закреплении бусин 2 стежками.
  6. Все бисерины должны располагаться по одной диагонали в положении друг над другом.
  7. Таким способом вышиваются все ряды. Когда вышивание дойдет до выступов, каждый из них следует прошить по отдельности.
  8. Чтобы вышить вторую половинку выступа, необходимо провести нить с изнаночной стороны через квадраты канвы.
  9. Последняя бусина закрепляется с изнаночной стороны на два стежка и три узла.

Из такого осеннего листа можно изготовить замечательную брошь, вырезав канву по краю с припуском и посадив ее на фетр. Чтобы края листа смотрелись более закончено, их следует обработать крестовым швом. Затем на фетр крепится булавка для броши.

Простые схемы вышивки бисером

Чтобы бисеровышивание приносило новичкам максимум удовольствия, первое время им следует облегчать свой учебный процесс. Для этого можно пользоваться готовыми схемами вышивки, представленными ниже.


Представленные схемы позволят новичкам быстрее овладеть техникой вышивания, а также научиться правильно подбирать цветовые отношения бисера для создания гармоничного образа картин. Стоит учесть, что легкие схемы вышивки также могут помочь и в отработке различных стежков, которые дают различную степень прочности готовой работе. Впоследствии сама мастерица сможет выбрать для себя наиболее приемлемый вариант пришивания бисерин к поверхности ткани, а также комбинировать их в своей работе.

Вышивка бисером для начинающих (видео)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» с. Сергиевское

Грачёвского муниципального района Ставропольского края

Творческий проект

«Вышивка бисером»

Выполнила: ученица 10 класса

МКОУ СОШ №5 с. Сергиевское

Алефиренко Алёна

Руководитель: И.В. Зайцева

с. Сергиевское 2013 г

Оглавление.

1. Обоснование выбора темы творческого проекта……………………………………с.3

2. Определение конкретной задачи и ее формулировка……………………………..с.4

3. Схема обдумывания……………………………………………………………………..с. 5

4. Историческая справка……………………………………………….............................с.6

5. Вариативность…………………………………………………………………………….с.7

6. Основная часть……………………………………......................................................с.8

7. Правила техники безопасности………………………………………………………..с. 9

8.Экономическое обоснование……………………………….....................................с. 10

9.Экологическое обоснование…………………………………………………………..с. 11

11.Самооценка……………………………………………………………………………...с.11

12.Заключение……………………………………………………………………………..с.12


13.Список используемой литературы………………………………………………….с.12

14. Приложение……………………………………………………………………………с. 13

    Обоснование выбора темы творческого проекта.

Невозможно удержаться от восхищения при виде узоров, вышитых бисером. Трудно поверить, что эти картины не написаны кистью художника на холсте, а вышиты иглой опытной мастерицы-вышивальщицы. Игра красок завораживает, и хочется тоже взять в руки иголку с ниткой и, подбирая бисеринку к бисеринке, создать нечто подобное.

Когда-то очень давно бисер стоил немалых денег, а способ производства крошечных бусинок хранили как сокровенную тайну. Бисером, словно драгоценным жемчугом, расшивали дорогую одежду и обувь, предметы культа и вещи, призванные украшать быт богатых людей. Из него создавали великолепные картины, которые ныне бережно хранятся в лучших музеях мира. Настали иные времена, и бисер перестал быть роскошью. Современная рукодельница может пойти в магазин и выбрать бусинки по своему вкусу. Теперь промышленность выпускает бисер разных размеров и оттенков. Маленьким стеклянным крупинкам придают самые замысловатые формы.

В век научно-технического прогресса, когда появилось огромное количество новых тканей и материалов, интерес к бисеру упал. Правда ненадолго, ведь все новое когда-нибудь становится привычным и перестает удивлять. Так случилось и с бисером: магия многоцветных капелек вновь начала манить к себе людей, открывая неувядающее очарование бисера.

Я давно научилась вышивать крестом. Сделала много необычных вышивок разной формы, различных расцветок.

Когда-то у меня порвалась заколка, сделанная из бисера. Весь бисер рассыпался на пол. Пока я его собирала, думала, как бы применить эти маленькие штучки, случайно наткнулась на свои вышивки. Меня осенило, я решила сделать вышивку бисером.

Потом я купила набор для вышивки бисером. И как только начала вышивать, увлеклась, и мне очень это понравилось. Теперь я стремлюсь узнавать что-то новое!

2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Работу из бисера трудно найти в магазине. Но можно создать желаемое своими руками, и у этого есть целый ряд неоспоримых преимуществ.

Во-первых, собственноручно расшитая работа обойдется вам намного дешевле.

Во-вторых, вы станете обладательницей уникального изделия. Вышивка бисером - это еще и невероятно модно.

Конечно, и в бутиках можно встретить оригинальную вещь, однако стоить она будет немало. Даже если узор, которым вы воспользовались, придуман не вами, а опытным дизайнером, он все равно будет единственным в своем роде, ведь вы вложили в него частицу своей индивидуальности, своей души. И, наконец, самое главное: вышивая бисером, вы получите огромное удовольствие. Не случайно современные женщины стали все чаще и чаще обращаться к рукоделию.

Третье, медики признают, что вышивание прекрасно успокаивает нервы, снимает стресс.

Тут-то и придет на помощь приятное занятие - вышивание. Не надо бояться, что оно отнимет слишком много драгоценного времени, которого вечно не хватает, ведь вышивать можно не только по выходным дням, но и вечерами, во время просмотра любимых фильмов и мультиков. Рукоделие телевизору не помеха.

Вышивание - созидательный и творческий отдых, хорошее лекарство против стресса, страхов и тревог.

Оно возвращает силы и энергию, наконец, оно поднимает самооценку. Согласитесь, сознавать, что этот шедевр, достойный музейного стенда, вы сделали своими руками, очень приятно. Если вы оденете вышитую бисером вещь, то непременно услышите восторги друзей, родственников и знакомых; если украсите бисером собственные джинсы или курточку маленького ребенка, обязательно поймаете завистливые взгляды прохожих.

В-четвертых, бисер дает отличную возможность подарить «вторую жизнь» старой одежде, обновить свой гардероб.

Купив новую простенькую и недорогую вещицу, вы можете расшить ее бисером и превратить в шикарную вещь. Костюм моды позапрошлогоднего сезона вновь станет актуальным, и для этого всего-то нужно подобрать подходящий бисер и проявить немного фантазии и терпения. Вышивка бисером хороша еще и тем, что она быстрее, чем многие другие виды вышивания, позволяет увидеть результаты своего труда. Этот вид рукоделия не слишком сложен и незамысловат.

Пятое, умение вышивать бисером избавляет от проблемы ломать голову над извечным вопросом: что подарить подруге, маме, бабушке на день рождения, восьмое марта, новый год, и другие праздники.

Шестое, любая вышивка, в том числе и бисерная, объединяет, помогает найти общий язык с самыми разными людьми.

Вывод: все перечисленные доводы убедили меня, заняться этим интереснейшим искусством.

3. Схема обдумывания

4. Историческая справка.

Прародительницами бисера были бусины-амулеты, которые человек вытачивал из костей и зубов убитых животных. В древнем Египте из кусочков кварца с наплавленными на него цветными стеклышками делались ожерелья, нагрудники, оплечья для фараонов и их родственников. Отдельные бусины, созданные руками умелых мастеров, были так хороши, что египтяне оправляли их в золото и во время больших праздников подносили в дар своим богам. Маленькими бусинами отделывали свою одежду, обувь, пояса и головные уборы скифы и сарматы. Индейцы украшали бусинами жилища, налобные повязки, ритуальные пояса, культовые предметы, детские колыбели, вплетали бисерные ленты в волосы. На одно платье индейской женщины порой уходило до шести килограммов бисера.

Появление стеклянного бисера связывают с развитием стеклоделия, которое возникло в Финикии около шести тысячелетий назад. Существует легенда, рассказывающая, как произошло открытие стекла. Однажды финикийские моряки везли из Африки большой груз соды. Остановившись на ночлег, на берегу моря, они развели костер и обложили его не камнями, как обычно, а кусками соды. Моряки уснули, костер погас. А утром они увидели в золе прозрачный твердый слиток и догадались, что это расплавленная сода. Так возникло стекло, из которого стали делать бусы. Сначала они были крупные, потом становились мельче, и, наконец, появился бисер. Он был красив и удобен для рукоделия и потому сразу же привлек внимание мастеров. Финикийцы делали бисер по той же технологии, что и египтяне, однако они наплавляли стекло на стерженек из кости или камня.

Такой бисер в те времена стоил немало: в Африке за несколько нитей стеклянных бусин можно было купить одного, двух рабов. Финикийцы долгое время торговали бисером по всему Средиземноморью. Потом бисер стали делать в Риме, затем в Византии. Традиции византийских умельцев переняли мастера Галлии и Германии. Правительство Венецианской республики приняло закон, по которому вывоз за границу материалов, применявшихся в стеклоделии, а также осколков необработанного стекла был запрещен. Нарушителей строго наказывали. Мастера или купца, нарушившего этот закон, могли объявить изменником государства и казнить, а его семью заточить в темницу. К стеклодувам, подозреваемым в разглашении важной государственной тайны, часто подсылали наемных убийц. Секрет изготовления стекла бережно хранился, хотя главным ингредиентом стекольной массы по-прежнему оставалась сода.

До конца XVIII века бисер изготавливался вручную, в начале ХIХ столетия для создания маленьких бусинок стали использовать специальные станки, вытягивавшие стеклянную массу в тонкие нити. Эти нити разрезали на мелкие кусочки - бисеринки. Бисеринки, сделанные машинным способом, стоили не слишком дорого, и с того времени носить вышитую бисером одежду могли позволить себе не только представители знати. Огромный интерес к бисеру не обошел стороной и Россию. Находки археологов свидетельствуют о том, что бисер и стеклярус с незапамятных времен применялся жителями Древней Руси для украшения одежды, головных уборов, обуви.

Первые письменные упоминания о маленьких бусинках, нашитых на одежду, датированы IX-ХII веками. Путешественники, посещавшие Россию в те времена, удивлялись тому, что бисер и жемчуг повсеместно употреблялся в декоративных целях. Восхищались иноземцы и умению русских рукодельниц, создававших настоящие шедевры вышивального искусства. Национальную и праздничную одежду украшали бисером многие народы России и сопредельных территорий. Женщины расшивали золотом, жемчугом и бисером передники, отделывали бисером юбки, рукава рубах, передники и головные уборы. Вышивка бисером в настоящее время скорее просто ремесло или приятное увлечение.

Остается надеяться, что когда-нибудь шитье бисером вновь обретет статус искусства, каковым оно было в прошлом, в те времена, когда создавались замечательные картины и панно, хранящиеся в наших лучших музеях России: Государственном историческом, в Государственном музее этнографии, Эрмитаже и Русском музее.

5. Вариативность

В процессе изучения и сбора информации было рассмотрено много вариантов изделий, которые можно было бы изготовить:

¤ Ковровая вышивка – данная технология очень интересная, но требует огромного мастерства и материальных затрат (см. приложение 1)

¤ Вязание – распространенный вид рукоделия, требует большого мастерства и терпения. (см. приложение 2)

¤ Вышивка бисером – данный вид рукоделия издревле славится мастерицами, не требует большого денежного вложения, им я владею в совершенстве. Я выбираю вышивку бисером. (см. приложение3)

6. Основная часть

6.1. Материалы и инструменты. (см. приложение 4)

1. Канва для вышивки черного цвета.

2. Бисер 13 оттенков.

3. Пяльцы. Бисерная вышивка, в отличие от вышивки крестом, объемна. Значит, для этого вида рукоделия нужно подбирать пяльцы большого диаметра, в которые рисунок поместится целиком.

4. Иглы для бисера.

5. Нитки для вышивания бисером должны быть прочные (шелк, полиэстер, нейлон, капрон)

6.2. Требования к изделию.

- качественно выполненные вышивки;

Изделие должно быть заметным, т.е. оно должно быть красивым и выделяющимся и соответствовать моде;

Работа из бисера должна быть аккуратной, оригинальной и яркой;

Возникшие дефекты должны быть устранены в процессе работы;

Изделие должно иметь низкую себестоимость;

Нити для вышивки – прочные и не линяющие при стирке.

Метод изготовления

Ручной

Внешний вид, стиль

Аккуратный

Требования с точки зрения безопасности

Безопасно

Экологические требования

Экологически чистый материал

6.3. Технология изготовления. (см. приложение 5)

Канва вставляется в пяльцы; бисерная вышивка, в отличие от вышивки крестом, объемна, поэтому для этого вида рукоделия нужно подбирать пяльцы большого диаметра, в которые рисунок поместится целиком.

Определила центр полотна, на схеме есть обозначение стрелкой;

Вышивание производится горизонтальными или вертикальными рядами, бисеринка за бисеринкой;

Каждая бисеринка закрепляется в своей клетке канвы;

Закрепление нитки осуществляется двумя – тремя маленькими стежками;

С каждой новой нитью первую и последнюю бисеринку закрепляют двойным стежком; - бисеринки нашиваются на канву косыми стежками шва «полукрест», где каждая бисеринка соответствует знаку на схеме;

вышивание горизонтальными рядами вышивание вертикальными рядами

Готовая вышивка накладывается на картон, остаток ткани подворачивается на изнаночную сторону и приклеивается;

Натянутая на картон вышивка вставляется в рамку.

7. Правила техники безопасности.

Работа с иголками

1. Хранить иголку в определенном месте.

2. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку.

3. Обязательно найти потерянную иглу

4. Кусочки сломанной иглы собрать и выбросить.

5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать в одежду, мелкие предметы, стены и занавески.

6. Шить нужно только с наперстком.

Работа с ножницами

1.Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

2. Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.

3.Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.

Работа с электрическим утюгом:

    Перед работой утюгом проверить исправность шнура.

    Утюг включать и выключать только сухими руками, берясь за корпус вилки.

    Ставить утюг на подставку; следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

7.1. Санитарно-гигиенические правила

1. Нельзя перекусывать нитку зубами.

2. Мыть руки перед началом работы.

8. Экономическое обоснование.

Темой своего проекта я выбрала вышивание бисером. Этот вид рукоделия не требует от меня больших усилий, а наоборот положительно действует на нервную систему и на всё здоровье. У меня большое преимущество перед другими в том, что такой вышивки ни у кого не будет. Также я выигрываю и в денежном отношении. Когда я вышиваю, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в вышивании. Перед началом работы я выбрала на свое усмотрение рисунок и к нему нитки, бисер.

Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия. На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:

Название материалов

Количество

Цена

Сумма

Бисер (разных оттенков)

1шт. -15р

195р

Нитки (шёлковые)

1шт.- 15р

15р

Канва

30:40

110р

110р

Итого:

320р

Рисунок я нашла в интернете. Иголки, пяльцы, ножницы у меня были дома. Итак, общие затраты составляют 320 рублей. А если купить готовую работу в магазине, то она будет стоить намного дороже. Следовательно, вышить картину своими руками приятнее и экономичнее.

9. Экологическое обоснование.

Процесс изготовления и эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека, так как мой комплект изготовлен из экологически чистых материалов. Остатки материалов пригодятся мне для выполнения следующих проектных работ.

Я считаю, что мой проект – это экологически чистое изделие.

Вот и бисер предо мною,

Что же делать мне с тобою?

На вопрос я отвечаю,

И, конечно объясняю.

Вышиваю, расшиваю.

И картины составляю.

Если Вы хотите прикоснуться к такому искусству, мы ждем вас по адресу:

с. Сергиевское ул. Крестьянская,26 МКОУ СОШ №5

Кружок «Рукодельница»

11. Самооценка (см. приложение 6)

Я довольна своей работой. Картина сочетается с интерьером моей комнаты. Я считаю, что мой проект удался. Картина из бисера изготовлена своими руками, она получилась необычной, красивой и позволила мне со вкусом разнообразить интерьер моей комнаты, а также приобрести новый опыт по изготовлению изделий своими руками в технике вышивки бисером. Я даю оценку по следующим пунктам:

    Все ли я сделала?

    Получился ли у меня проект?

    Довольна ли я своим изделием?

    Хочу ли я в нём что-то исправить?

Ответив на все эти вопросы, оценю собственную работу на 5 баллов.

12. Заключение

Заканчивая эту работу, я подвожу итоги своей деятельности на данном этапе

Бисер снова в моде. Первыми его возможности оценили ведущие Кутюрье планеты. Украшения из бисера, платья и костюмы с бисерным шитьем, туфли с узорами из блестящих стеклянных шариков сначала появились на длинноногих моделях, дефилирующих на глазах восхищенной публики. Прошло совсем немного времени, и из мира высокой моды бисер смело шагнул в повседневную жизнь. Теперь его можно увидеть не только в музеях, на модных выставках, подиумах, но и на костюмах светских красавиц, на страницах модных журналов, на курточках малышей и джинсах юных модниц. Область применения бисера огромна. Роскошные свадебные платья с бисерным орнаментом, вечерние туалеты, купальники, джинсы, куртки, кофточки и юбки, вечерние и пляжные туфли, вязаные топы, шапки, варежки и перчатки и даже меховые и кожаные изделия. Словом, бисером можно украсить все, что душа пожелает!

Поставленных целей я достигла.

13. Литература

Бисер. Секреты мастерства. Искусство наложения: Учебное пособие. Дизайн обл. А. С. Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 48 с. + вклейка. Котова И. Н., Котова А. С.

Журнал «Чудные мгновения» 2/ 2008

Еременко Т. И. Иголка – волшебница. М., 1988.

Максимова М. Вышивка. Первые шаги. М., 1997.

Молотобарова О. С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-192 с.

14. Приложение.

Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3

Приложение 4

Необходимо оборудовать место для вышивки. Чтобы было удобно сидеть и было хорошее освещение.
1. Пяльцы или специальный станок для вышивки
2. Настольная лампа
3. Канва с нанесенным рисунком, или канва без рисунка и схема для вышивки
4. Шёлковая нить и восковая свеча
5. Иголка для вышивки бисером
6. Ножницы
7. Ёмкости для бисера разных цветов
10. Чешский или японский бисер необходимых оттенков (№ 10,11).

Как подбирать цвет бисера для вышивки картин - лучше всего насыпать понемногу каждого цвета бисера в одну ёмкость и посмотреть, насколько сочетаются выбранные вами оттенки. Со временем у вас будет всё лучше и лучше получаться правильно подобрать бисер для вышивки своей картины.
Для начала натяните канву на пяльцы или станок. Если используете бумажную схему, предварительно просчитайте размер будущей вышивки, отмерьте линейкой, откуда следует начать вышивать.
Используйте линейку, чтбы не сбиться и не перепутать ряды. Закончив вышивать один ряд, передвиньте линейку. Если схема большая, то удобнее использовать прозрачную линейку, чтобы видеть будущие ряды для вышивки.

Основной метод вышивки картины бисером - когда бисеринки нашиваются на канву косыми стежками шва "полукрест", где каждая бисеринка соответствует кресту на узоре

Бисеринки при вышивании должны ложиться ровно и с одинаковым наклоном. Но это в идеале, а на самом деле этого достичь не так просто. Причина в том, что даже чешский бисер, к сожалению, не идеально ровный и одинаковый. Первую и последнюю бисеринки в ряду рекомендуется закреплять двойным стежком. Нить необходимо протянуть через воск (не парафин!!), это обеспечит отсутствие запутывание нити. Бисер лучше брать чешский или японский. Тайваньский нужно постоянно колибровать, а это большое напряжение для глаз. Вышивку можно начинать как снизу, так и сверху, но обязательно выполнение в одном направлении. Бисер должен соответствовать размеру ячеек канвы. Законченную вышивку можно оформить в рамку, лучше обратитесь в багетную мастерскую.

Приложение 5

Технологическая карта

-

Утюг

Приложение 6.

Фотография изделия

Практически для каждого человека бисер - это обычные бусины, которыми пользуются практически все, поэтому никто не интересуется тем, как он появился и как именно его начали применять в вышивке. Сам материал возник вместе со стеклоделанием в Венеции. В 19 веке бусинами начали украшать практически все: обычные чернильницы, дамские сумочки, популярной стала вышивка бисером. История появления шитья этим материалом достаточно длинная, дамы в период 90-х годов не уважали себя, если не имели в гардеробе хотя бы одного платья, украшенного стеклярусом.

Пик популярности

Бисер - утонченный по своим качествам материал, с древних времен он привлекал внимание тысяч мастеров. Стеклянные бусины, которые появились до стекляруса, украшали одежды фараонов. бисером начинается со времени, когда в России были проведены первые попытки изобретения этого материала. В 1930-1950 годы началось активное использование бусин в вышивании и плетении. В моду вошли платья и кошельки, активно вышитые стеклярусом, а также феньки, которые носили хиппи.

Фальшивый жемчуг

История вышивки бисером, кратко изложенная, включает в себя рассказ о возникновении самого бисера, а также методики, по которой с его помощью начали изготовлять картины, платья, подушки и прочие предметы обихода. По гипотезе, само название произошло от арабского «бусра» или «бусер», что означало "фальшивый жемчуг". С течением времени оно немного изменилось, и появилось наименование бусинка-бисеринка. Однако в разных странах название этого материала происходит от привычного нам стекляруса, которым исполнялась вышивка бисером. История рассказывает о том, что бусины старинного образца значительно отличались от современных по размеру. «Жемчуг» того времени значительно уступал в масштабе и был больше. Работа с материалом, который имел диаметр 0,2 миллиметра, была очень трудной, для этого изготавливались специальные тончайшие игры. Иногда даже самый тонкий материал не входил внутрь, и рукодельницам для стежков приходилось снимать микроиглу и для очередного прокола ткани вновь надевать ее.

Цвет и известность

Количество оттенков действительно поражало, на начало 19 века оно составляло около 800 единиц, кроме того, это был далеко не предел многообразия. На протяжении целого века можно было с легкостью воспроизводить любые рисунки, выполнять картины, украшать платья, обувь и сумки. Бисер серьезно подражал рубинам и изумрудам, а также жемчугу. В этом же веке создавались самые разнообразные украшения, кошельки, а также платья, которые украшала вышивка бисером. История создания картин завоевала высокую популярность, однако вскоре эта популярность серьезно пострадала и совсем исчезла. Начало повторного возрождения - первая половина 20 века во время, когда появились фенечки и вышитые стеклярусом сумочки.

Технология использования в наше время

Производство бисера за последние годы не слишком изменилось, хотя и появились новые модели, исполненные в виде сердечек, овалов, звездочек и даже квадратов. Такой материал чаще используется во время плетения браслетов, колье или обшивки платьев и прочих вещей. Дизайнеры все чаще включают бисер в свои идеи, а кроме того, демонстрируют вещи, усыпанные бусинами, на показах моды. Сейчас в моде разнообразные браслеты, сумки, пояса и сережки, исполненные из бисера самых различных форм и оттенков. В основном история вышивки бисером простирается на много веков назад, но даже сейчас она не слишком изменилась, и современные женщины по-прежнему творят чудеса с помощью куска полотна или канвы и маленького стекляруса.

Хобби или заработок

Ни для кого не секрет, что в современном мире практически всю ручную работу заменили машины, это касается и вышивки, декоративно-прикладного искусства, создания браслетов и цепочек. Теперь все это выполняется на специальных заводах в больших масштабах. Именно поэтому многие ценители ручной работы готовы отдавать бешеные деньги, лишь бы приобрести уникально исполненный пояс, цепочку, браслет или сережки. На самом деле, в современном мире для девушек явным хобби является вышивка бисером. История развития и появления самих бусин и техники на это совершенно никак не влияет, просто женщинам нравится делать что-то своими руками для себя и окружающих.

Заработок на таких изделиях может быть достаточно приличным, но только в том случае, если исполнять действительно что-то интересное и стоящее, чего нет на современном рынке, такой уникальной является вышивка бисером. История возникновения этого искусства уходит в глубь веков. Несмотря на это, рукодельница может отыскать для себя то, что действительно ей подойдет и будет популярно среди покупателей. Это может быть даже большой ковер на стену, вышитый полностью вручную. Такое искусство порадует покупателя.

Бисер материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера.

Музейные экспонаты Государственного Эрмитажа говорят о том, что первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Первоначально изделия из бисера служили людям талисманом, они пришли на смену амулетам из костей, зубов животных, раковин моллюсков, камней и защищали древних от злых духов.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где–то в горах есть пещера – жилище Дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер. Так гласит легенда .

В еще одной древнегреческой легенде рассказывается о возникновении стеклоделия: ,Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло”. Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в 1 веке, то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египтом, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования. Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина 3 тысячелетия до нашей эры); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад.

Археология Древней Месопотамии, в особенности – Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака – цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируется периодом династии Аккада, то есть возраст её – около четырёх с половиной тысяч лет. Тем не менее, бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает – есть все основания считать,что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет”.



Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от,фальшивого жемчуга”, изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по–арабски назывался бусра или бусер .

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу 16 – века. В 1670–1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из–за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт–Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по–прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания – изготовление бисера.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть–Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть–Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине 19 века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля,стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле”.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник – сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный – поневный, состоящий из рубахи, поневы и,сороки”. Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатством отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем что полностью скрывали волосы, так как. по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.

Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотым шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с 10 века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения.

С середины 18 века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения .

В светском искусстве распространилось шитье,в прикреп”. Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках.

Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье,в прикреп” можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну–две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы.

Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно. Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи. В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.

В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. С 1830–х годах использовалась и бумажная канва – тонкий картон с рядами мелких отверстий, не вышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.

Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносы. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце 19 – начале 20 века бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.

К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер – материал нетленный, но ветшает ткань основа вышивки, рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала 20 века бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски .

С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии. В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце 19 веке древнее искусство потребовалось возрождать. В 1891году М. Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально–ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий. В наши дни сохраняется интерес к вышивке бисером среди многих мастеров, которые изготавливают картины, иконы, украшают одежду.

В 30–50–е годы 20 века искусство бисероплетения и вышивки возродилось. В моде были, расшитые бисером, сумочки и кошельки, платья. В 60–е годы стали популярны фенечки (в движении хиппи).

К большому сожалению, на данный момент утрачено множество старых секретов мастеров. Но интерес к бисероплетению окончательно не угас.

В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. В настоящее время создаются уникальные курсы и кружки по вышивке бисером и бисероплетению, так же часто можно встретить украшения из бисера на прилавках магазинов, выставках.

Большое вниманием пользуются картины, вышитые бисером. В них отображается разная тематика, такая как: духовное направление (иконы, церкви); копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский); мир животных и птиц, природа (пейзажи, натюрморты) .

Тех, кто сегодня стремится приобщиться к этому виду рукоделия, иногда смущает трудоемкость вышивки и ее кажущаяся сложность. Но, если разобраться, то при достаточном усердии и усидчивости необходимый опыт и мастерство быстро накапливаются, а, значит, и результаты не заставят себя долго ждать.
Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделий как и столетия, назад женщина хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка – это то что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду .

Вышивка бисером – один из видов творчества, не требующий наличия определенных навыков и доступен любому человеку. Это хобби , которое поможет создать эксклюзивные и уникальные изделия при помощи бисера.

История бисера и вышивки из него

Бисер – это маленькие стеклянные бусинки с отверстиями, предназначенные для вышивания на предметах быта и женской одежде, и изготовления различных аксессуаров (браслетов, колье, серег и других изделий). Бисер уже много лет радует рукодельниц своим разнообразием. Историки утверждают, что первый прообраз бисера появился тысячи лет назад. В те времена его изготавливали из костей и рогов животных, слоновых бивней, кораллов, дерева, растений и жемчуга. Современная история бисера началась с появлением в мире стеклоделия. Изначально женские и мужские украшения изготавливались из стекла, со временем размер бусин значительно уменьшился, так появился бисер.

Вплоть до XVІІ века бисер производили лишь в Венецианской республике, где секрет его изготовления держали в строжайшем секрете. Однако спустя некоторое время мастера из Чехии положили конец этой монополии, разработав «лесное» стекло, в основе которого была древесная зола. Новый материал окончательно вытеснил венецианское стекло. И по сей день чешский бисер считается самым лучшим в мире.

В Древней Руси прообраз бисера появился еще в X веке. Однако настоящий бисер был завезен только в XVІІІ веке, тогда же рукодельницы стали использовать его в качестве украшения национальных костюмов. Кроме того, бисер был широко распространен в церковном и светском шитье . «Золотой век» бисера в России наступил в первой половине XІX века, из этого материала мастерицы изготавливали различные украшения, также им вышивали платья, ризы и даже картины.

В 1930 году искусство вышивки бисером начало возрождаться. В моду вошли расшитые бисером сумочки, кошельки и платья . Особенной популярностью изделия, вышитые бисером, пользовались в 1960 годы. К сожалению, в настоящее время многие старинные секреты мастеров утрачены, но интерес к вышивке бисером не угас. Нередко изделия, вышитые бисером, можно встретить на всевозможных выставках рукоделия, в коллекциях именитых дизайнеров и на прилавках магазинов.

Инструменты

Вышивка бисером в отличие от многих видов рукоделия требует достаточного набора инструментов, которые облегчат сам процесс и позволят избежать различных недоразумений. Инструменты для вышивки бисером не сложные, доступные и вовсе не специфические, но без них со столь кропотливой работой не справиться даже опытной мастерице.

Итак, основным инструментом для вышивки считается игла. Далеко не каждая иголка подходит для работы с бисером. Необходимы тонкие, идеально гладкие и ровные бисерные иголки. Как известно, все иглы отличаются друг от друга по своему номеру. Их размер соответствует отверстию бисера. Например, для бисера с маленькими отверстиями идеально подходят иглы номеров – 10, 11, 12 и 13.

Также для вышивания бисером необходимы ножницы. Лучше всего использовать короткие ножнички с острыми слегка загнутыми кончиками. Не менее важно иметь в арсенале пяльцы. Они позволят противостоять деформированию и стягиванию ткани в отдельных участках. В вышивке бисером пяльцы должны точно соответствовать размеру работы, поскольку сдвигать ткань в процессе не получится. Также в работе могут понадобиться следующие предметы: линейка, лупа, шило или большая иголка для пробивания и прочищения отверстий в бисеринках, лампа для подсветки.

Материалы

Бисер является главным элементом для данного вида рукоделия . Кроме него для вышивки можно использовать бусины различного размера, кристаллы, стеклярус и пайетки . Все вместе эти предметы придадут изюминку будущему изделию. При выборе бисера для вышивки в первую очередь необходимо обратить внимание на его качество. Все бисеринки должны быть одного размера, формы и текстуры. Всем этим требованиям отвечает чешский бисер, его цена значительно выше, чем на китайский аналог. Бисер может быть матовым, прозрачным и с блеском.

Не менее важным предметом для вышивания бисером являются нитки. Они должны быть прочными, надежными и износостойкими. Также нити должны не только выдерживать вес бисеринок, но и не перетираться от контакта со срезами и рубчиками. Толщина нитки подбирается в зависимости от размера отверстия бисера и ушка иголки. Для вышивки бисером подойдут полусинтетические, капроновые и шелковые нити, и



Загрузка...