paradisemc.ru

Проблема воспитания в комедии "Недоросль" Д.Фонвизина. Сочинение на тему: проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль Проблемы образования в комедии фонвизина недоросль

После указа Екатерины II «О вольности дворянства» помещики становятся особо жестокими и невежественными. В связи с этим просвещенные люди начинают беспокоиться о будущем страны, так как принципы воспитания дворянства сводятся к невежеству и самодурству. Из сложившейся ситуации Д.И. Фонвизин видит лишь один выход – возвращение к идеям просвещения – добра, чести и долга.

Влияние Простаковой на воспитание сына


Простакова оказывает несомненное влияние на развитие своего сына Митрофана. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать», что полностью отражает его образ.

Простакова, жестокая с крепостными, с членами своей семьи, руководствуется в жизни лишь собственными желаниями. Подобное поведение уничтожает в ней остатки достоинства и уважения. Так Фонвизин пытается донести до общества, что образ жизни современного поместного дворянства разрушителен.

Так Митрофан копирует манеру поведения матери, особенности ее общения с окружающими. Он без тени сомнения издевается над Еремеевной, относится пренебрежительно к собственным родителям, называя их дрянью.

Воспитание Митрофана

Митрофан избалован, невежествен, ленив и эгоистичен, его интересуют лишь собственные развлечения, ему чужд труд умственный и физический. Нанятые для его обучения учителя не способны дать ему настоящих знаний, но и тот минимум, который они дают ему, Митрофан не способен усвоить. Сквозь смех автора над невежеством недоросля Митрофанушки мы слышим отчетливое негодование и тревогу за будущее России – на таких людях будет основываться будущее страны.

Выражение авторской позиции по проблеме воспитания

Фонвизин вкладывает собственное представление о воспитании подрастающего поколения в уста Стародума, который передает личный опыт племяннице Софье. Именно в научении молодого поколения старшим Фонвизин видит идеал становления будущих вершителей судеб родного государства.

Стародум беседует с девушкой на самые разные темы – о благородстве дворянина, которое выражается в количестве совершенных им добрых дел, о богатстве, которым нужно делиться с теми, кто в этом нуждается больше тебя. Семейные отношения, по мнению героя, строятся по принципу: муж должен повиноваться рассудку, а жена мужу. А главное в жизни – ощущать себя достойным тех благ, которыми обладаешь.

Заключение

Проблема воспитания – центральная в комедии «Недоросль». Она неразрывно связана с мыслями о будущем России. Автора пугает, что поместное дворянство превращается в невежественную массу. Основной надеждой Фонвизина становится возвращение к принципам просвещения. Я думаю, что в форме пьесы Фонвизин излагает собственную программу воспитания молодого поколения.

Появилась в 1782 году, когда правление императрицы Екатерины Великой вступило в свою завершающую фазу.

После подавления восстания Пугачёва императрица отказалась от ранних проектов по демократизации управления и перешла к выстраиванию абсолютистского государства.

Вконтакте

Важным этапом на этом пути стало закрепление положения дворянства как самого привилегированного и наиболее защищённого государством класса. Исключению дворянства из фактически всего населения страны и его последующему преобладанию над этим населением в значительной степени способствовала отмена обязательной службы. В силу этого разрушилась традиционная с петровских времён схема карьерного роста молодого дворянина в соответствии с Табелью о рангах.

Таким образом, возможность прожить жизнь, как хочется, приводила к определённому безразличию и фатализму в сознании ребёнка, выросшего в дворянской семье, и отчасти в сознании его родителей. Именно поэтому в XVIII веке резко возрастает количество так называемых недорослей - юных дворян, не получивших необходимого документа о прохождении домашнего обучения. Без этого документа было невозможно вступление во взрослую жизнь: получение подходящего статусу места и вступление в брак. Это стало одной из причин создания комедии Фонвизина.

Духовная жизнь конца екатерининской эпохи

Несмотря на ужесточение цензуры и сужение границ дозволенного для писателя и художника? искусство и культура находились на подъёме. Екатерина обладала глубокими познаниями в культуре и искусстве, состояла в переписке с выдающимися зарубежными мыслителями эпохи Просвещения.

Императрица способствовала появлению литературных журналов, чаще всего сатирических, и сама была редактором еженедельника «Всякая всячина». Хотя существует мнение , что под своим именем она публиковала сочинения более талантливых авторов, невозможно отрицать её образованность и подвергать сомнению намерение посредством журналистики и иронии указать обществу на его недостатки.

Стиль классицизм в литературе

Господствующим художественным стилем эпохи был классицизм. Его отличительные черты состояли в следующем:

  1. Жёсткая структура текста.
  2. Требования соблюдения закона трёх единств: места, времени и действия.
  3. Ориентация на образцы античной культуры.
  4. Торжественность и академизм.

Упорядоченность и назидательный элемент идеально вписывались в тогдашние требования к театральному представлению.

Необходимость завершить действие в тот же день, когда оно началось, и в том же месте до известной степени упрощала техническую сторону постановки. Перебор античных образцов и создание на их основе однотипных пьес спровоцировали театральный бум.

Чтобы прикрыть слабость текста и придать некое значение произведению, драматурги использовали многочисленные моральные сентенции в финале. Морализаторство придавало определённую значимость пьесе и полностью соответствовало литературному кредо Екатерины: «Сатира в улыбательном духе».

Со временем античные персонажи и сцены уступают место отечественному материалу . Не в последнюю очередь это связано и с деятельностью Фонвизина как драматурга. Для усиления воспитательного элемента пьесы часто используются «говорящие имена». Их задача: выразить отношение автора к своему персонажу и пороку или же добродетели, им олицетворяемыми.

В «Недоросле» говорящими именами наделены все : слабый и глупый отец семейства Простаков, его жена, урождённая Скотинина, вместе со своим братом - грубые и невежественные люди, даже жестокие. Сам недоросль - бестолковый Митрофанушка, как будто бы застывший в детском возрасте со своим уменьшительно-ласкательным именем. Ничего не смыслящие учителя с фамилиями Кутейкин, Цыфиркин и Вральман в характеристике даже не нуждаются.

Другой шлюз, с помощью которого автор озвучивал публике свои идеалы и фактически напрямую обращался к ней, - наличие в структуре пьесы «героя-резонёра». Это положительный персонаж, который порицает пороки главных героев и предлагает в итоге свою платформу улучшения нравов. В «Недоросле» таких резонёров два. Оба они наделены говорящей фамилией . Условно их можно классифицировать в соответствии с занимаемой позицией:

Можно заключить, что в совокупности говорящие фамилии и резонёры исполняют необходимую классицизму назидательно-дидактическую роль.

Итак, с одной стороны, мы имеем заданную стилем необходимость воспитания и совершенствования общества, с другой - наличие в России конца XVIII века огромного количества не получивших даже примитивного образования молодых дворян. Эти два аргумента приводят Фонвизина к написанию комедии, посвящённой нравственной проблематике. «Недоросль» оказался столь успешным и злободневным, что попросту проигнорировал некоторые каноны классицизма и опередил своё время.

«Недоросль» и концепции воспитания

Моральные качества семейства Простаковых

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» постулируется уже самим названием. Фактически главное обвинение предъявляется родителям Митрофанушки, вовсе не стремящимся дать отпрыску качественное образование. Вместо этого, они нанимают всяких шарлатанов, которые едва смыслят в науках ими преподаваемых. Возможно, это ощущается семейством Простаковых, но бездарность учителей - не повод им отказывать: главное - получить документ во взрослую жизнь, а не научить ребёнка чему-то полезному.

В настоящее время XVIII век воспринимается как эпоха Просвещения, когда закладывались основы фундаментальных наук, характеризуется развитием философии и окончательной секуляризацией сознания. И в это же время Простакова училась только по «Домострою» и была глубоко возмущена умением нынешних девиц читать. Отец Митрофанушки, человек от природы глупый и вдобавок стеснённый наделённой крутым нравом женой, проявляет полное безразличие к обучению сына. В таком контексте неудивительно, что недоросль хочет жениться, а не учиться.

Линия на обвинение родителей в том, что дети глупы и жестоки подчёркивается фамилиями. По отцу Митрофанушка - Простаков, а вот по матери - Скотинин. Глупость, унаследованная от одного родителя, сочетается в недоросле с жестокостью, взятой от другого. Впору только порадоваться, что младший Простаков так и не стал Митрофаном: он издевается над нянькой Еремеевной и другими крепостными, вместо того, чтобы учиться, резвится во дворе, ссылаясь на болезнь.

Важно заметить, что именно в этом Фонвизин делает значительное отступление от норм классицизма, согласно которым персонаж должен быть либо строго положительным, либо отрицательным. По-человечески жаль Простакова , которого жена временами колотит, а сын ни во что не ставит. Сама Простакова, озабоченная тем, чтобы содрать побольше с крестьян, безумно любит сына, и когда тот в финале говорит: «Да отвяжись ты, матушка», падает от потрясения в обморок.

Воспитание Митрофанушки - отрицательный пример

Сцены «уроков» с Митрофанушкой уверенно можно назвать наиболее комичными: дверь превращается в прилагательное, поскольку это нечто «приложено к своему месту», преподаватель арифметики в негодовании резюмирует, что ученик до трёх сосчитать не может, а учитель по всем наукам - бывший кучер, воспользовавшийся потребностью дворянства в учителях.

Своей сатирой Фонвизин жёстко критикует современное ему состояние дел, когда образование необходимо, чтобы лишь получить место, жениться и в итоге унаследовать состояние родителей. Драматург чётко указывает на то, что нынешний недоросль - впоследствии чиновник, который в силу происхождения будет способен воздействовать на судьбу страны.

Кроме того, желание Митрофанушки жениться во многом связано с желанием поскорее избавиться об опостылевших родителей: единственная добрая мысль, которую он может сказать матери, состоит в жалости к тому, как она устала в его сне колотить батюшку. В остальном же отец и мать - «всякая дрянь».

Воспитание Софии - положительный пример

В противовес глупости и жестокости семейства Простаковых, Фонвизин рисует более благожелательную картину, посвящённую воспитательным методам состоятельного дворянина Стародума.

Здесь проблема воспитания в произведении «Недоросль» раскрывается с другой стороны. Стародум вкладывает в голову своей племянницы Софии идеи того, как стать разумным и добропорядочным гражданином.

Девушка от природы является рассудительной и благоразумной, хотя Простаковы-Скотинины видят только тугой кошелёк её дяди, за который в буквальном смысле разворачивается борьба. Она желает выйти замуж за достойного человека, снискать о себе доброе мнение, и Стародум всячески поощряет её в этом.

Разница между Простаковыми и Стародумом проявляется и в методах воспитания. Простакова поручает образование сына совсем неподходящим для этого людям и сама часто вмешивается в учебный процесс. Стародум же общается со своей племянницей, обучение происходит в виде назидательных бесед. Он не желает задавить её авторитетом и знаниями, вместо этого он делится своим опытом, кратко резюмируя его ёмкой фразой вроде «честный человек должен быть совершенно честный человек», «есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Столкновение двух концепций и значение комедии

В сочинениях о проблеме воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» часто выделяют два побудительных мотива автора, повлёкших за собой создание этого произведения:

  • критика состояния образования и нравственного облика дворянства;
  • сатира на глупость, царящую внутри привилегированного класса.

Верно это лишь отчасти. Действительно, Фонвизин возмущён, что рано или поздно Простаковы придут к власти и окажутся причастны к управлению. Но представляется, что «Недоросль» не столько сатира на государственное устройство, сколько сатира на людей, формирующих общество.

Истинный смысл пьесы состоит в упрёке тем родителям, которые пренебрегая своими обязанностями, выпускают в свет детей бесталанных и вдобавок жестоких.

Автор понимает, что родители и не видят прока в образовании или в воспитателях, поэтому в финале вся материнская любовь Простаковой оказывается отвергнута, а Стародум произносит крылатую фразу: «Вот злонравия достойные плоды».

Нравственный урок комедии состоит именно в этом: глупость, жестокость и безразличие родителей являются причиной появления столь большого количества ни к чему не приученной молодёжи. Финалом, где Простаковы лишились имения и сына, Фонвизин подчёркивает их вину и призывает задуматься над тем, какими путями можно было бы избежать такой развязки. Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» имеет определяющее значение именно в контексте обязанностей родителей по отношению к ребёнку. Исправить же трагикомическую ситуацию с дверями-прилагательными можно лишь в том случае, если родители-Простаковы начнут совершенствовать мир с себя.

Проблемы воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

воспитание образование молодое поколение молодежь

Комедия «Недоросль» Фонвизина была написана Фонвизиным в 1781 году и поставлена в театре в 1782 г. Она явилась вершиной творчества драматурга. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. «Линяние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства. По закону 1736 г. срок учения недоросля продолжен до 20 лет. Тот же закон позволял воспитываться дома недорослям со средствами. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную им науку. Эти люди не понимали своего дворянского положения и значимости наук в своей жизни. В это время в положении дворянского сословия происходил перелом, требовавший полного к себе внимания.

Образованные русские люди того времени настойчиво твердили, что всему русскому дворянству необходимо знание гражданских законов и состояния собственного отечества, русской географии и истории. Подтверждение тому стала бессмертная комедии Фонвизина «Недоросль». Сам автор находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепостных крестьян. Поэтому одной из центральных проблем в комедии стала проблема образования и воспитания дворянской молодежи -- создание новых поколений передовых людей.

О воспитании в пьесе говорят все - начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, просветительского (Стародум, Правдин, Милон, Софья).

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключается уже в самом названии. Не зря в современном русском языке слово «недоросль» означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр I. Простакова не скрывала этого и говорила:

«... ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..»

Именно из-за указа Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону божию, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому, опасаясь за будущее Митрофана, что ему придется служить в армии, Простакова и нанимает ему учителей.

Сама госпожа Простакова и ее брат Скотинин, который последние соки выжимает из своих крепостных крестьян, стоят на консервативный позициях. Простакова гордо заявляет, что не умеет читать, да и, вообще, слыханное ли дело, что «девушки грамоте умеют!» Того же самого взгляда придерживается и Скотинин, который тоже «от роду ничего ни читывал». Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без образования нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество можно только имея хорошее образование. Поэтому они заставляют Митрофана учиться и нанимают ему учителей. Но и здесь они стараются всячески уберечь Митрофанушку от учителей и проклятого учения, вследствие чего к своим учителям, из которых только учитель арифметики старался передавать свои знания Митрофану, он относился с пренебрежением. Именно поэтому ничего путного из такого учения не получается, так как «через воспитание разумели они одно питание»,-- говорит один героев комедии Фонвизина.

Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

Отставной солдат Цыфиркин -- человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,-- говорит он. В городе он помогает приказным: «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.

В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, который «убояся бездны премудрости», оставляет учение. Уже этот факт говорит о том, что перед нами человек, не стремящийся познавать, поэтому ничему путному научить не стремящийся и не умеющий, занимающийся этим ремеслом, чтобы прокормится. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы, вынесенные им из духовной среды и духовной школы, что свидетельствует о его консерватизме и не понимании истинного назначения учения вжизни как отдельного человека, так и всего общества. Он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь -- «сиречь, то есть животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Результаты своего «обучения» грамоте Митрофан наглядно продемонстрировал, назвав одну дверь «прилагательной», а другую - «покамест существительной». Он даже не знает, что есть такие науки как география и история.

Также с большой художественной силой изобразил Фонвизин отношение молодого дворянства (через образ Митрофана) к крепостным, отношения, заложенного родителями в ходе воспитания своих чад. Фонвизин посредством введения образа Еремеевны, няни Митрофана, убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право как на дворян -крепостников, так и на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в одних жестокость, а в других - рабскую приниженность.

Сорок лет служит Еремеевна Простаковым -- Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулак, кричит:

«Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».

Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (то есть жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе. Простакова чинит суд и расправу, и поэтому крепостная трепещет перед своей свирепой госпожой.

«Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» - отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»

И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Сын, видя пред собой пример обращении матери и дяди с крепостными, перенимает его от них и, несмотря на заботу и доброту Еремеевны, груб и жесток с няней. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу. В конце пьесы мы видим, что бесчеловечное отношение Митрофан проявляет и к матери, как только узнает, что она лишилась власти, и, грубо отталкивая Простакову, говорит ей: «Отвяжитесь, матушка, как навязались». Результат своего воспитания она смогла прочувствовать на себе: ее жестокое отношение к окружающим сын преренес на отношение к ней.

Таким образом, домашнее воспитание не дало ему никаких, даже самых простых знаний и представлений о долге, чести, правилах поведения в обществе. Такой молодой человек не может быть полезен обществу. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина, созданная в комедии, служит приговором подобной системе образования и воспитания простаковых и скотининых.

В противовес Митрофанушке Фонвизин создает положительный образ молодого человека, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Драматург вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что именно такие люди могут по-настоящему служить своей родине. Чтобы воспитать таких молодых дворян, которые думают о честном служении Отечеству, которые в своих поступках руководствуются нормами морали и человеколюбия, необходимо построить новую систему воспитания и образования, ориентируясь на принципы Стародума, героя-резонера, который высказывает позицию автора пьесы.

Говоря о Стародуме, не лишним будет вспомнить отца Фонвизина. Фонвизин, представляя своего отца человеком старого времени, отличающегося такими достоинствами, каких не имеется в "нынешнем обращении света". Он дает возможность указать прототип для созданного им Стародума: те сентенции личной и общественной морали, которые влагаются им в уста Стародума, заключались, может быть, уже в наставлениях отца, возбуждавшего в Фонвизине любовь к старой русской жизни.

В уста героя Стародума Фонвизин вложил свои идеи относительно воспитания молодого поколения Знаменательно явление 2 четвертого действия пьесы, где Стародум воспитывает Софью, высказывая ей свои мысли, свои жизненные наблюдения. Из беседы героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить доброго о себе мнения от людей достойных. Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум наставляет девушку на «путь истинный», и она вбирает в себя все жизненные истины своего дяди, который считает: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума…одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Стародум - идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тем, у кого нет нужного…»

Заключительная реплика Стародума, которой завершается "Недоросль":

«Вот злонравия достойные плоды!» - в контексте идейных положений Фонвизина всей пьесе придается особое политическое звучание. Неограниченная политическая власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, то есть к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей и высказали мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников. Вся пьеса пронизана пафосом утверждения идеалов просвещения, справедливости и гуманизма.

И образования восемнадцатого века ставится в главном произведении Дениса Фонвизина, а развитию конфликта способствует поведение героев и их характеристика. "Недоросль" - блестящая комедия о лжеинтеллигентах, которые берут уроки у передовых учителей государства, а сами совершенно ничего не усваивают. Таким был и главный персонаж, Митрофан.

Краткое содержание. "Недоросль" как лучшая воспитательная комедия

Семейство Простаковых собирается женить единственного сына Митрофана на умнице и красавице Софье. На невесту имеет виды и Скотинин, который после торжества желает завладеть живностью деревни - свиньями, до которых он большой охотник. Однако Софья не испытывает чувств ни к одному из женихов и ждет третьего - воспитанного и образованного юношу Милона. Незадолго до свадьбы объявляется дядя девушки Стародум, который сообщает о большом наследстве. Простаковы, услышав об этом, желают ускорить сватовство, а перед этим обучают грамоте своего сына. С этого момента начинаются события. Как же решается проблема воспитания и образования в комедии "Недоросль"?

Митрофан - несовершеннолетний юноша, который еще не отслужил на государственной службе и не отличается острым умом. На уроках он грубит учителям и подтрунивает над ними, совершенно не уважает мать и заявляет: "Не хочу учиться, а хочу жениться!". К счастью, в деревне вовремя появляется Стародум с Милоном, которые собираются забрать Софью от Простаковых. Мать семейства не перестает настаивать на своем и хвалится мнимыми достижениями сына. Стародум убеждается, что Митрофану необходимо прежде всего дать хорошее образование и воспитание: недоросль говорит неграмотно и не может ответить на простые вопросы. Женитьба Софьи с ним так и не состоится, поскольку девушка дает согласие Милону. Простаковы остаются в своей деревне, а Стародум уезжает с новоиспеченными женихом и невестой.

Проблема образованности в обществе 18 века на примере семейства Простаковых

В России и во всем мире ознаменовывается развитием научной и философской мысли. Открывались салоны, школы, поскольку наличие хорошего образования считалось модным, особенно среди дворян. Просвещение не заканчивалось на знании иностранных языков и умении вести себя в обществе: человек должен уметь читать, писать и считать. и образования в комедии "Недоросль" ставится иным образом: люди старшего поколения, такие как госпожа Простакова, считают, что обучение вовсе не нужно. Митрофану в жизни не пригодится арифметика: "Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько". Тем не менее Простакова заставляет сына учиться, чтобы тот достойно выглядел в глазах общественности.

Образы положительных и отрицательных героев

"Недоросль" - классицистическая комедия, в которой соблюдены все единства, в том числе и наличие говорящих имен. Читателю несложно догадаться, что Простакова, Скотинин и Вральман являются отрицательными героями: первая проста как три копейки, второй отличается пристрастием к скоту, третий заврался так, что сам забыл о своем происхождении; на примере другого негативного персонажа, Митрофанушки, автором поднимается актуальная проблема воспитания и образования.

В комедии Правдин и Милон являются носителем добродетели. Они хотят вызволить Софью из деревни Простаковых, и у них это получается. Этим людям было дано лучшее воспитание и они рассуждают о "невеждах без души", таких как Митрофан. Речь положительных героев возвышенна, поэтому читатели цитируют их до сих пор.

Образ Митрофана

Комедия "Недоросль" становится интересной благодаря нетипичному характеру главного героя. Госпожа Простакова в своем единственном сыне. Она хвалится его хорошим образованием, хотя он так и не научился грамоте и остальным наукам. Фонвизин написал лучшую классицистическую комедию, изображавшую конфликт просвещения, в который читатель может углубиться, прочитав полное содержание.

и их характеристика

Госпожа Простакова нанимает трех учителей своему сыну: Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана. Первый является самым достойным и честным. Пафнутьич Цыфиркин ответственно относится к вопросу просвещения и изо всех сил пытается научить Недоросля арифметике, однако испытывает притеснения со стороны Простаковой и Вральмана. В конце комедии он отказывается от платы за свой труд, поскольку, как он сам признается, ему не удалось научить Митрофана своей науке.

Недоучившийся семинарист Кутейкин хвастает, что происходит из ученых, однако и ему не удается найти верного подхода к Недорослю. За четыре года обучению грамматике Митрофан "новой строки не разберет". В финале Кутейкин требует оплаты не только за часы учительства, но и за сношенную обувь.

Вральману удалось добиться расположения у Простаковых лестными речами. Лжеучитель утверждает, что Митрофану достаточно знать, как держаться в обществе, а арифметика и грамматика не пойдут ему на пользу. Вскоре Стародум разоблачает Вральмана: он узнает в нем своего отставного кучера, который начал заниматься новым ремеслом. Проблема воспитания и образования в комедии "Недоросль" решается в финале: Митрофана решают отдать в армию, поскольку юноша глух к наукам и элементарному этикету.

Смысл последних сцен

В названии комедии раскрывается сущность Митрофана, его отрицательная характеристика. Недоросль не только глух к вопросам просвещения, но и проявляет элементарное неуважение к старшему поколению. Он шокирует свою мать, которая не чаяла в нем души и делала для него все самое лучшее. О таких, как госпожа Простакова, говорят, что они перелюбили своих детей. "Да отвяжись, матушка" - говорит ей Митрофанушка, после чего бедная женщина падает в обморок, а Стародум заключает: "Вот злонравия достойные плоды". В финал автор заложил глубокий смысл: люди, которые поначалу были глухи к наукам, очень редко обретают желание обучаться через долгие годы, поэтому продолжают оставаться неучами. Необразованность порождает и другие отрицательные человеческие качества: скупость, грубость, жестокость.

В конце пьесы носители добродетели - Софья, Милон, Правдин и Стародум - уезжают из деревни Простаковых. "Невеждам без души" остается самим выбрать путь своего развития: у них должно поменяться мировоззрение, или они останутся такими же бездушными.



Загрузка...