paradisemc.ru

Программа по профилактике распространения вич-инфекции. Программа профилактики вич-инфекции в общеобразовательном учреждении рф Основное общее образование

План мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции

с трудовым коллективом школы

на 2019/2020 учебный год

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Круглый стол

«Профилактика ВИЧ-инфекции путем пропаганды здорового образа жизни»

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Анкетирование «Что Вы знаете о ВИЧ-инфекции»

Педагог-организатор

Коновалова О.Н.

Встреча с медработником «Пути заражения»

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Единый информационный час

«Урок во имя жизни»

Классные руководители

Семинар практикум «Профилактика ВИЧ-инфекции в школе»

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Конкурсная программа «Вместе против СПИДа»

Педагог-организатор

Коновалова О.Н.

Пресс-конференция

«Проблемы ВИЧ-инфекции»

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Спортландия

«Мы за здоровый образ жизни»

Сиводед Л.М.

Игра «Лабиринт»

Педагог социальный

Шатон И.Н.

Просмотр видеофильма

«Стоп - СПИД»

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

1 раз в год

Директор школы

Сержан Н.В.

Заместитель директора

по воспитательной работе Л.Н.Денисенко

Государственное учреждение УТВЕРЖДАЮ

образования «Солтановская средняя Директор школы

школа» Речицкого района Н.В.Сержан

План мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции

с учащимися на 2019/2020 учебный год

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Классные часы в рамках Недели здоровья «Молодежь. Здоровье. Образ жизни»

Классные руководители

1-11 классов

Проведение Дней здоровья

2 суббота месяца

Сиводед Л.М.

Коновалова О.Н.

Встреча с медработником

«Пути заражения»

Зам. директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Акция «Молодежь против СПИДа»:

Единый информационный час

«Урок во имя жизни»;

Конкурс плакатов «СПИДу - нет!»;

Анкетирование «Знаем ли мы о СПИДе?»;

Диспут «Вместе против СПИДа»;

Игра «Мозаика»;

Тематическая дискотека «Молодежь против СПИДа»

26.11 - 01.12.2019

Заместитель директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Педагог-организатор

Коновалова О.Н.

Педагог социальный Шатон И.Н.

Классные руководители

Творческое задание

«Письмо моему сверстнику»

Ролевая игра «Чья сторона?»

Зам. директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Ситуационная игра

«В чем проблема?»

Педагог-организатор

Коновалова О.Н.

Творческое задание

«Мини-сочинение»

Коновалова О.Н.

Спортландия

«Мы за здоровый образ жизни»

Учитель физической культуры и спорта

Сиводед Л.М.

День памяти жертв СПИДа:

акция «Свеча памяти»

Педагог-организатор

Коновалова О.Н.

Проведение кинолекториев и видеопоказов по данной тематике

1 раз в месяц

Зам. директора по ВР

Денисенко Л.Н.

Прохождение медицинского обследования

1 раз в год

Зам. директора по ВР

Денисенко Л.Н.

ВИЧ/СПИД, дать знания о путях

распространения и мерах профилактики ВИЧ-инфекции.

1.Социально-нравственные аспекты ВИЧ/СПИД. Необходимость работы по

профилактике ВИЧ-инфекции.

Одной из проблем, волнующих сегодня человечество, является проблема ВИЧ/СПИД. За последние несколько лет из области теории она для Беларуси стала реальностью.

В РБ количество ВИЧ-инфицированных исчисляется тысячами и это лишь вершина айсберга. С каждым днем эта цифра растет. Большая часть случаев инфицирования вирусом иммунодефицита человека приходится на молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет.

Профилактика - единственное доступное и достаточно эффективное средство, которое мы можем использовать в широких масштабах и которое может помочь населению противостоять этой болезни.

ВИЧ-инфекция поражает наиболее трудоспособную часть населения, оказывая влияние на демографические показатели (снижение рождаемости, повышение смертности).

От ВИЧ-инфекции умирают молодые родители, оставляя сиротами своих малолетних детей, забота о которых ложится на государство.

Из-за непонимания неизбежности трагического исхода болезни, ВИЧ-инфицированные женщины рожают детей, обрекая их на страдание. Часто отказываются от них. Заботиться о таких детях также приходится государству.

ВИЧ-инфицированные и больные СПИД люди нуждаются в обеспечении лекарствами, часть которых предоставляется бесплатно, что также требует немалых экономических затрат. Значительные средства выделяются и на организацию лабораторных исследований и диагностику ВИЧ-инфекции.

Между обществом в целом, отдельными гражданами и ВИЧ-инфицированными, зачастую возникают сложные взаимоотношения.

Ввиду того, что специфические средства профилактики и лечение ВИЧ-инфекции отсутствуют, важнейшей мерой предупреждения распространения ВИЧ на территории РБ является просвещение населения.

Основа профилактических мероприятий - широкое, своевременное и доступное информирование и обучение населения по разным аспектам проблемы ВИЧ/СПИД. При осознанном отношении к своему здоровью и поведению распространение вируса иммунодефицита человека может быть существенно ограничено, а среди некоторых групп населения и прекращено.

2,Основные аспекты профилактической работы;

Распространение объективной информации об эпидемической ситуации в


республике, сопредельных регионах;

информирование о путях заражения ВИЧ-инфекцией и факторах ее передачи;

формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

разъяснение мер профилактики заражения ВИЧ-инфекцией, реальности заражения при определенном образе жизни;

стимулирование деятельности должностных лиц по осуществлению профилактических мероприятий;

Разъяснение законодательных, правовых и социально-медицинских мер по


ВИЧ-инфекции и защите прав ВИЧ-инфицированных;

инфицированным, недопущение их дискриминации;

Предупреждение возможных суицидов, развития спидофобии, проявлений СПИД-терроризма.


3. Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа:

3.1. Меры профилактики ВИЧ-инфекции на государственном уровне


Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции в РБ.

3.2. Медицинские меры профилактики ВИЧ-инфекции:


  • тестирование (лабораторное исследование) донорской крови;

  • предупреждение передачи вируса иммунодефицита через медицинские манипуляции;
профилактика внутриутробного заражения детей.

3.3. Личные меры профилактики:

Исключение беспорядочных половых связей, употребления и введения наркотиков; исключение нанесения татуировок, использования общих бритвенных,

маникюрных и других предметов личной гигиены;

Использование средств индивидуальной защиты.

3.4. Здоровый образ жизни - основа профилактики ВИЧ/СПИД.


ВИЧ-инфекция - социальная проблема, способная в большей мере, чем другие болезни,
повлиять на демографические, экономические и социальные аспекты государства, поэтому проблема ВИЧ/СПИД рассматривается сегодня в Беларуси на высоком правительственном уровне.

Прерогативой Министерства здравоохранения являются лишь некоторые аспекты профилактической работы, такие как обеспечение безопасности донорской крови, предупреждение передачи ВИЧ при оказании всех видов медицинской помощи, лечение болезней, передающихся половым путем. Осуществление других мероприятий, таких как проведение широкомасштабных просветительских программ по здоровому образу жизни и* т.д., возможно только при участии в них широкого круга государственных и общественных организаций. Важным является также и обеспечение поддержки со стороны государства. Эффективными профилактические мероприятия будут в том случае, если при их проведении будет налажено партнерство и координация деятельности отдельных групп людей, общественных организаций и государственных структур.

В республике разработана и утверждена Советом Министров Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2006-2010 гг., в которой предусмотрено участие в профилактической деятельности широкого круга министерств, ведомств и организаций. Работа министерств и ведомств координируется Республиканским межведомственным советом по профилактике ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний, в состав которого вошли представители 17 министерств и других органов центрального управления.

Основной целью Государственной программы является стабилизация и снижение уровня инфицированности ВИЧ, увеличение продолжительности жизни и снижение летальности больных ВИЧ/СПИД путем проведения комплекса профилактических и лечебных мероприятий.

Достижению цели будет способствовать выполнение следующих задач:

Создание условий для оказания медицинской и психологической помощи людям живущим с ВИЧ/СПИД, детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями и родителям ВИЧ-экспонированных детей; обеспечение ВИЧ-инфицированных беременных женщин медикаментозной профилактикой вертикальной трансмиссии; обеспечение доступа людей живущих с ВИЧ/СПИД, к комплексной антиретровирусной терапии, паллиативному лечению и уходу; формирование модели профессионального поведения медицинских работников для оказания помощи пациентам вусловиях распространения ВИЧ/СПИД;

Формирование у населения, особенно у детей и молодёжи, знаний по проблемам ВИЧ/СПИД и навыков безопасной жизнедеятельности; воспитание у детей и молодёжи ценностных ориентиров и моделей поведения, способствующих профилактике заражения ВИЧ;


  • расширение эффективной профилактической работы среди наркопотребителей в рамках стратегии снижения риска инфицирования; развитие сети социально-педагогических учреждений;

  • обеспечение доступа наркопотребителей, мужчин, имеющих сексуальные отношения с мужчинами, женщин, вовлеченных в секс-бизнес, к достоверной информации по ВИЧ/СПИД, психологической и медицинской помощи;

  • обеспечение медико-психологической и социальной реабилитации наркопотребителей.
4. Медицинские меры профилактики ВИЧ-инфекции.

В соответствии с Государственной программой профилактики ВИЧ-инфекции на 2006-2010 гг. проводятся мероприятия по предупреждению передачи вируса иммунодефицита человека через донорскую кровь.

Для снижения риска заражения вирусом иммунодефицита человека через донорскую кровь, ее компоненты и препараты в учреждениях службы крови отработана система отбора доноров, внедряется система отложенного тестирования (в течение 4-6 месяцев с момента сдачи крови), которая позволит дополнительно (2-3 раза) обследовать доноров на наличие антител к вирусу иммунодефицита человека, прежде чем сыворотка крови и препараты крови будут перелиты больному.

В республике строго ограничены показания к переливанию крови и ее компонентов больным, предпочтение отдано кровозаменителям.

Диагностические и лечебные процедуры, правильно выполняемые медицинскими работниками, не представляют опасности для пациентов и не могут способствовать распространению вируса иммунодефицита человека. В лечебно-профилактических учреждениях имеются все необходимые условия для недопущения распространения ВИЧ. Они обеспечены в достаточном количестве одноразовым медицинским инструментарием (шприцы, системы для переливания крови), аппаратурой для проведения обработки (дезинфекции, стерилизации) любого медицинского оборудования, применяемого повторно, дезинфицирующими средствами. Регулярно медицинский персонал повышает свой профессиональный уровень, что также положительно сказывается на качестве проводимых процедур.

Вертикальный путь заражения. Заражение ребенка от ВИЧ-инфицированной матери происходит при проникновении вируса от матери к плоду во время беременности, родов и при кормлении ребенка грудью. С целью профилактики вертикального пути передачи ВИЧ в республике организовало проведение добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию беременных женщин с консультированием до обследования и после него. Для снижения риска инфицирования новорожденного при вертикальном пути передачи ВИЧ-инфекции с 25-30% до 1-2% в практику акушерско-гинекологической службы республики внедрены медикаментозная профилактика антиретровирусными препаратами (азидотимидином или ретровиром, или тимозидом) как матери, так и ребенка, родоразрешение ВИЧ-инфицированных женщин путём кесарева сечения (при наличии показаний), искусственное вскармливание новорожденных.

Половой путь заражения. У человека, не имеющего половых контактов и не практикующего внутривенное введение наркотиков, риск заражения ВИЧ практически отсутствует. Ранние и беспорядочные половые отношения могут привести к заражению венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, нежелательной беременности, проблемам связанным с созданием семьи. Воздержание от половых контактов до вступления в брак избавит от страха перед заболеванием и от последствий болезней, передаваемых половым путем. Использование при половых контактах презерватива снизит риск заражения венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией и вероятность нежелательной беременности. При этом важно соблюдать правила его использования.

Парентеральный путь (попадание вируса в кровь). Большую группу среди больных СПИД и носителей ВИЧ составляют шприцевые наркоманы. В большинстве случаев в таких группах наркотик вводится внутривенно одним шприцем, с последующей передачей его от одного наркомана другому. Заражению ВИЧ способствует также использование инфицированного наркотика или общих предметов при его приготовлении (тампоны, фильтры, посуда). Как только среди наркоманов появляется хоть один зараженный ВИЧ, через некоторое время члены группы (около 70% в течение 2-3 лет) становятся ВИЧ-инфицированными.

Наркомания - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию (возбуждение), в больших - оглушение, наркотический сон. Последствиями являются бесконтрольность поведения (это может привести к вступлению в беспорядочные половые связи), возможность заражения ВИЧ-инфекцией, и, как следствие, смерть. Поэтому лучше не поддаваться давлению со стороны сверстников, не стремиться пробовать, а тем более употреблять наркотики. Даже однократный прием наркотиков может привести к заражению ВИЧ. Те, кто употребляет наркотики, должны как можно быстрее обратиться в наркологическую службу, пользоваться индивидуальными шприцами, иглами, не давать их взаймы, обеззараживать наркотик после его покупки.

Прокалывать уши следует только в косметологических кабинетах, делать татуировки в специальных кабинетах, а также обязательно иметь собственные предметы личной гигиены: бритвенные и маникюрные принадлежности.

Здоровый образ жизни - как основа профилактики СПИД. «Существует тысячи болезней, но здоровье бывает одно» (Л.Берне). «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы» (Т.Карлейль). Здоровый образ жизни тесно связан с информированностью человека о закономерностях развития организма, знанием того, что для него полезно, что вредно. Самая опасная из всех болезней - невежество. Здоровый образ жизни включает в себя соблюдение правил личной гигиены, занятие физической культурой и закаливанием, правильное питание, воздержание от употребления алкоголя, табака, наркотиков, умение справляться с различными переживаниями. Полезные привычки могут способствовать сохранению и укреплению здоровья в такой же степени, как вредные могут быть направлены против него. Необдуманное поведение может привести к непредвиденным последствиям.

Ваша жизнь и здоровье в Ваших руках. Каждый человек в состоянии сделать правильный выбор . Воспитание ответственного отношения к собственному здоровью - вот цель формирования здорового образа жизни.

Дополнительный материал.

Источники заражения ВИЧ-инфекцией:

Единственным источником заражения является инфицированный вирусом иммунодефицита человек на всех стадиях заболевания. Вирусы иммунодефицита животных не опасны для человека и заболевания не вызывают.

Опасность заключается в том, что ВИЧ-инфицированный длительное время чувствует себя здоровым. У него на протяжении нескольких лет нет каких-либо проявлений болезни, как, например, при гриппе. Человек ведет обычный для себя образ жизни. Ничем не отличается от окружающих и, обычно, даже не знает, что уже является носителем ВИЧ, и при определенных обстоятельствах может заражать окружающих.

Пути передачи.

Существует 3 пути передачи: половой;

парентеральный (при попадании вируса в кровь); вертикальный (от матери ребенку).

У ВИЧ-инфицированных вирус содержится во всех биологических жидкостях организма. Но наибольшая концентрация его в крови, сперме мужчин, вагинальном секрете женщин, грудном молоке. В остальных средах организма (слюна, слезы, пот, моча и др.) содержание его незначительно и в плане передачи ВИЧ-инфекции опасности не представляет.

Следует отметить, что высокая вероятность заражения ВИЧ зависит от образа жизни человека. Гомосексуалист или проститутка, всегда использующие презервативы при сексуальных контактах, в меньшей степени рискуют заразиться ВИЧ, чем «добропорядочный гражданин», изредка позволяющий себе незащищенные половые связи с незнакомыми партнерами. И все же, в условиях интенсивного распространения ВИЧ нельзя исключить вероятность заражения каждого из нас.

Как ВИЧ не передается.

В результате многолетних наблюдений за множественными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что ВИЧ не передается:

При дружеских объятиях и поцелуях;

Через рукопожатие;

При пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями; через предметы производственной и домашней обстановки;

Через сантехоборудование, при пользовании бассейном, душем;

В общественном транспорте;

Насекомыми, в том числе кровососущими;

Воздушно-капельным путем.

Таким образом, абсолютно безопасно общаться с ВИЧ-инфицированными в учебном заведении или на работе, питаться в одной столовой, жить в одной комнате в общежитии, пользоваться письменными принадлежностями.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).

При рассмотрении под электронным микроскопом вирус выглядит как; экзотический цветок. ВИЧ относится к семейству ретровирусов. С током крови вирус проникает во все внутренние органы, железы, лимфатические узлы и даже такие ткани, как роговица глаза, которая, как известно, не имеет кровеносных сосудов. Непосредственно из биологических жидкостей организма человека ВИЧ во внешнюю среду не выделяется.

ВИЧ-инфекция - инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. Заболевание протекает с поражением жизненно важных клеток защитной (иммунной) системы организма, в следствие чего у заболевшего развиваются различные воспалительные процессы, злокачественные опухоли, приводящие инфицированного ВИЧ к летальному исходу.

От момента заражения до смертельного исхода проходит иногда 10-12 лет, поэтому ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям.

ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. К категории ВИЧ-инфицированных относятся как лица без каких-либо проявлений болезни (носители ВИЧ-инфекции), так и больные СПИД.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита человека) - последняя (терминальная) стадия развития ВИЧ-инфекции.

Согласно клинической классификации, принятой в РБ, болезнь имеет 5 стадий.

Лечение. Фатальность исхода.

С момента открытия ВИЧ, в мире истрачено на изучение ВИЧ-инфекции больше средств, чем на изучение других инфекций. Однако многие загадки болезни по-прежнему остаются неразрешенными, несмотря на то, что исследованиями ВИЧ-инфекции занимаются ведущие научные центры мира, используются новейшие технологии и научные открытия. До сих пор не найдены средства для проведения профилактических прививок и для радикального излечения инфицированных.

Имеющиеся в арсенале врачей лекарственные (антиретровирусные) средства позволяют лишь несколько стабилизировать состояние больного СПИДом, облегчить страдания и продлить жизнь.

Из-за дороговизны этих препаратов они недоступны для большинства ВИЧ-инфицированных, проживающих в небогатых странах. Стоимость лечения составляет 15-20 тысяч американских долларов в год. Принимать лечение необходимо на протяжении несколько лет, а возможно всю жизнь.

Лабораторная диагностика.

Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции основана на обнаружении в крови зараженного ВИЧ человека самого вируса или антител к нему.

В начальный период развития инфекции (3-6 месяцев) невозможно выявить факт заражения. Это так называемое «сероконверсионное окно», то есть период отсутствия! антител в организме человека. Однако, в этот период инфицированный человек, не зная о наличии инфекции, способен заражать других. С появлением антител к ВИЧ возможно выявление ВИЧ-носителей при проведении специальных лабораторных тестов, которые можно пройти в любом медучреждении, а также в отделах профилактики СПИД областных и республиканского центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья вне зависимости от места жительства, работы, учебы, добровольно, в том числе и анонимно, и бесплатно.

Первичный положительный ответ еще не свидетельствует о заражении ВИЧ (так называемый ложно-положительный результат). Он бывает у беременных, лиц, страдающих аллергическими болезнями, при злокачественных и некоторых других тяжелых заболеваниях. Поэтому для постановки окончательного диагноза необходимо повторное тестирование.

Где бы ни был сдан анализ, его результат является врачебной тайной.

Заведующая отделом профилактики

ВИЧ/СПИД ГУ «ГОЦГЭОЗ» И.П.Литвин

ВСТРЕЧА-ОБУЧЕНИЕ

«СО ЗДОРОВЬЕМ ПО ЖИЗНИ»

Интерактивные методы работы

по профилактике ВИЧ/СПИДа среди подростков




СПИД - чума сегодняшнего века,

Ныне он первейший в мире враг.

Заболевшему им человеку

Путь туда, куда ведёт и рак.

Миллионы денег отпускают,

Чтоб найти управу на него.

Ныне знают, как он заражает,

Но не могут усмирить его.
Каждый год десятки тысяч жизней

Собирает СПИД - свой урожай.

Им болеют, кто пренебрегает

Нормой жизни, обожает рай.

Г. Гурьянов

Пока во всём мире врачи упорно спорят, существует ли такая болезнь, как СПИД, или её выдумали фармацевты для продвижения на рынок дорогих лекарств, статистика бесстрастно считает умерших от синдрома приобретённого иммунодефицита. И пусть, по сравнению с миром, где счёт идёт на миллионы, для отдельно взятого населённого пункта количество умерших ВИЧ-инфицированных исчисляется в меньших масштабах, но всё равно это чьи-то жизни. Жизни, которые могли гореть ярко и долго.

Но жестокая рука СПИДа уносит молодые жизни в 25, 30, 40 лет. На сегодняшний день это реальность, когда ВИЧ-инфицированные проживают только половину или даже треть средней продолжительности жизни. И человечество борется за то, чтобы в будущем такая реальность стала лишь уроком из прошлого…

Масштабы распространения СПИДа превзошли все ожидания. Десятки стран охвачены эпидемией ВИЧ/СПИДа, ещё большее количество находится на грани эпидемии. Особо уязвимой группой населения оказалась молодёжь. По оценкам специалистов, около 12 млн молодых людей в возрасте 15 – 24 лет живут с ВИЧ/СПИДом, около 6000 случаев заражения ВИЧ происходит ежедневно.

ХХ век поставил нас перед сложной проблемой – СПИД. Начавшись с нескольких случаев, уже через год болезнь была зарегистрирована в 16 странах мира у 711 человек. Ровно через 5 лет в 113 странах выявлено 72,5 тысячи ВИЧ-инфицированных. В начале нового тысячелетия их число достигло 40 млн, больше, чем погибло во время Второй мировой войны. Ежедневно вирусом иммунодефицита человека заражается около 16 тысяч человек.

Дальнейший ход развития эпидемии зависит от тех усилий, которые предпринимаются сегодня для профилактики ВИЧ-инфекции среди молодёжи.

К сожалению, не явилась исключением и Беларусь. В Беларуси количество ВИЧ-инфицированных исчисляется тысячами – и это лишь вершина айсберга. Учёные установили, что на каждый выявленный случай ВИЧ-инфекции приходится около 2-3 нераспознанных случаев. Таким образом, уже сейчас в нашей стране насчитывают десятки тысяч больных.

Однако многие до сих пор сохраняют удивительное спокойствие, считая, что СПИД – это где-то в Америке или в Африке, но не в их стране. А между тем ни один человек в мире не застрахован от заражения вирусом иммунодефицита человека. СПИД угрожает нам всем, так как не признаёт никаких границ: пола, возраста, национальности, профессии, веры и социального положения. И наиболее уязвимыми в данной ситуации являются дети.

В последние годы на свей территории Беларуси отмечается рост числа ВИЧ-инфицированных, больных венерическими болезнями и лиц, употребляющих инъекционные наркотики. Всё чаще молодые люди проявляют сексуальную активность в относительно раннем возрасте, а добрачные связи получают более широкое распространение. Молодые люди не придерживаются верности одному партнёру, практикуют рискованные для своего здоровья формы поведения (в том числе употребление инъекционных наркотиков).

Стремление молодых людей к новым ощущениям зачастую приводит к экспериментированию с наркотиками. Наркомания, получившая широкое распространение среди молодёжи, является основной причиной заражения ВИЧ в нашей стране. Как правило, всё начинается с употребления дурманящих средств, курения, а заканчивается инъекционным введением наркотиков. ВИЧ-инфекция среди наркоманов распространяется быстро. Одной из причин употребления наркотиков является «незанятость» детей и предоставление их самим себе.

Каждый хочет быть признанным. Желание выделиться из толпы особенно свойственно детям. Взрослым необходимо увидеть их индивидуальность и уникальность, проявить к ним внимание и любовь. Возможно, тогда у детей пропадёт желание экспериментировать со своей внешностью (делать татуировки, пирсинг, шрамирование и т.д.), что может привести к заражению ВИЧ-инфекцией.

Эти факты подчёркивают огромное значение реализации профилактических программ. Многие молодые люди, когда начинают вступать в сексуальные отношения или употреблять наркотики, даже не знают об угрозе, которую несёт ВИЧ.

К сожалению, в новое тысячелетие мы пришли не только оснащённые компьютерами, но и отягощённые подростковой преступностью, алкоголизмом, наркоманией, венерическими болезнями и СПИДом.

В силах взрослых, знающих и понимающих все перипетии жизни, уберечь будущее нации от надвигающейся беды, поставить барьер на пути чумы ХХ века, сформировав у детей нравственные и моральные ценности своим личным примером. Благоприятная атмосфера вокруг ребёнка, уважение и любовь окружающих, умение говорить с ним по душам – вот некоторые условия, позволяющие защитить подрастающее поколение в различных жизненных ситуациях. Нужно помочь детям раскрыть способности, содействовать тому, чтобы они были заняты своим любимым делом в свободное время.

Верно высказался М. Джонсон: «Не зарывайте голову в песок. Подхватить вирус СПИДа может любой. Первое, что нужно сделать, это покончить с отрицанием, которое говорит: «Со мной это не может случиться». Для СПИДа нет «нас» и «их». И я не устану повторять это снова и снова. Заразитесь Вы ВИЧ-инфекцией или нет, зависит не от того, какой Вы, а оттого, что Вы делаете. Мы все подвержены риску».

Определённый вклад в работу по профилактике ВИЧ-инфекции среди детей, подростков, молодёжи могут внести педагоги, работающие в различных учебных заведениях. Специфика их деятельности позволяет доносить информацию по профилактике ВИЧ-инфекции в доступной и приемлемой форме.

Забота о здоровье и гармоничном развитии подрастающего поколения обязывает взрослых предохранять детей от всего, что может нанести им физический и моральный ущерб, в частности при заражении ВИЧ-инфекцией. Ели ребёнок совершил ошибку, протяните ему руку помощи и окажите поддержку в сложившейся ситуации .

Мы, взрослые, должны научить молодёжь правильному поведению, предупреждению заражением этой смертельной инфекцией, научить делать выбор в пользу здорового образа жизни. однако не следует всю профилактическую работу сводить к передаче информации. Подростку легче разобраться в предлагаемых вариантах поведенческих стереотипов, когда есть возможность высказать своё мнение и получить ответы на неясные вопросы. Одна из самых эффективных форм работы с подростками – подача информации нетрадиционными методами.

Давайте не будем торопиться в этой жизни, остановимся, как говорил поэт Евгений Евтушенко, и подумаем, что каждый из нас сделал, чтобы помочь остановить СПИД.

Проклятье века – это спешка,

И человек, стирая пот,

По жизни мечется, как пешка,

Попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,

И опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят.

А после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,

Который спит или кипит,

Остановись, как лошадь в мыле,

Почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,

Доверься небу, как судьбе.

Подумай – если не о боге –

Хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,

Под паровозный хриплый крик

Пойми: забегавшийся – жалок,

Остановившийся – велик.

Есть в нерешительности сила,

Когда по ложному пути

Вперёд на ложные светила

Ты не решаешься идти.

Когда тебя толкает злоба

К забвенью собственной души,

К бесчестью выстрела и слова

Не поспеши, не соверши!

Остановись, идя в слепую,

О население Земли!

Замри, летя из кольта, пуля,

И, бомба, в воздухе замри…

О человек, чьё имя свято,

Подняв глаза с молитвой ввысь,

Среди распада и разврата

Остановись, остановись!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воскресенская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

по первичной профилактике ВИЧ-инфекции

среди учащихся 8-11 классов и их родителей

Наименование программы: - образовательная программа по первичной профилактике ВИЧ-инфекции среди учащихся 8-11 классов и их родителей

Разработчик: социальный педагог Лемягова А.О.

Сроки реализации: - 2015-2017 учебный год

Исполнитель: - образовательная школа

Ожидаемые конечные

результаты реализации

программы: - Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни

Формирование .

- Формирование толерантности к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению .

Пояснительная записка

Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, - верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культуры, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья.

Особенно важно вести здоровый образ жизни молодому поколению, подросткам от 13 до 18 лет. Ведь в данном возрасте происходят интенсивные психологические и физические изменения, бурная физиологическая перестройка организма. Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. Подростки подвержены перепадам настроения. Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Проблема эпидемии ВИЧ-инфекции является угрозой стабильности современного общества, которая нарастает с каждым днем. По официальной статистике на 1 мая 2015 г. официально было зарегистрировано 933 419 инфицированных ВИЧ и сообщено о смерти 192 465 из них по данным Роспотребнадзора. По данным Роспотребнадзора в 2014 году умерло 24 416 больных ВИЧ-инфекцией, что на 9% больше, чем в 2013 г.

Пораженность ВИЧ-инфекцией на 1 мая 2015 г. составляла 0,5% среди всего населения России, а среди возрастной группы 15-49 лет были инфицированы ВИЧ 0,9% населения. Наиболее поражены ВИЧ-инфекцией в 2013 г. были мужчины в возрасте 30-34 года (2,5% инфицированных ВИЧ) и женщины того же возраста (1,4%).

К наиболее пораженным субъектам Российской Федерации относятся: Иркутская (зарегистрировано 1457,3 живущих с ВИЧ на 100 тыс. населения), Свердловская (1428,1), Самарская (1346,0), Кемеровская (1333,4), Оренбургская (1093,6), Ленинградская (1087,5) области, Ханты-Мансийский автономный округ (1060,6), г. Санкт-Петербург (927,8), Челябинская (894,5), Ульяновская (843,3), Новосибирская (811,2) области и Республика Крым (799,2).

В Российской Федерации ВИЧ-инфекция поражает преимущественно молодое население, но наблюдается перемещение инфекции в более старшие возрастные группы. В 2014 г. новые случаи ВИЧ преимущественно регистрировались у россиян в возрасте 30-40 лет (46,8%). Наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению числа инфицированных женщин (феминизации эпидемии), что проводит к увеличению числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. За годы эпидемии было рождено более 135 тыс. таких детей, из которых ВИЧ-инфекция диагностирована у 7881 ребенка.

Из данной статистики можно сделать вывод, что эпидемия затрагивает, не только взрослых, но и детей и любые слои общества. А ведь развитие данной эпидемии приводит к усугублению социальных, экономических, психологических и других проблем современного общества.

В нашей стране проблемами, связанными с нарастающим распространением ВИЧ/СПИДа и разработкой мер противодействия, до последнего времен традиционно занимались органы здравоохранения. Но так как эпидемия приобретает масштабный характер, то любому учебному заведению нельзя оставаться в стороне.

Проводя первичную профилактику СПИДА/ВИЧа в школе нужно выбирать методы и формы работы учитывая особенность подросткового возраста, поэтому приглашая специалистов из данной сферы (медиков, психологов и других) будет особенно эффективный способ приобщить молодежь к здоровому образу жизни.

Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества.

Цели:

Обучение обучающихся старших классов (8 -11 классов) общеобразовательного учреждения и их родителей по программе первичной профилактики ВИЧ-инфекции для:

Формирования устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни;

Формирования навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией.

- формирования толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.

Задачи:

    собрать заявление – согласие с родителей для работы с их детьми по профилактике СПИДА/ВИЧа в

    заключить договор с больницей для работы по профилактике СПИДА/ВИЧа в подростково-молодежной среде.

    сбор информации, связанной с профилактикой и проблемой СПИДА/ВИЧа.

    предоставлять объективную информацию учащимся, родителям (законным представителям) о проблеме распространения ВИЧ-инфекции в подростково-молодежной среде.

    ознакомить целевые группы с особенностями международного и российского законодательства в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании

    до работы и после работы по данной программе, на выявление их отношения к ВИЧ-положительным людям.

    провести диагностику среди учащихся, родителей/законных представителей до работы и после работы по данной программе, на выявление их знаний о СПИДе/ВИЧе.

    формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих у целевых групп –обучающихся, родителей/законных представителей.

    формирование у представителей целевых групп толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.

    формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией

    Формирование понятия о личности, её структурных компонентах

    Формирование навыков эффективного общения, эмпатии и аффилиации.

    Формирование представлений о диапазоне чувств, способах их проявления и регулирования.

    Формирование представлений о потребностях в подростковом возрасте

    Формирование здоровой поло-ролевой и семейной идентификации

    Активизировать мотивацию родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни

    Мотивировать родителей на участие в профилактических мероприятиях

    Содействовать развитию у родителей навыков эффективного общения и обсуждения с детьми вопросов, связанных с ВИЧ-инфекцией.

    Подведение итогов

Участники программы .

В реализации программы примут участие:

Учащиеся школы;

Сотрудники школы;

Родители;

- различные специалисты (врачи, психологи и другие) .

Главные принципы реализации программы.

Охрана здоровья связана с обучением и воспитанием – неразрывными элементами школьного образования: обучение – овладение знаниями и информацией; воспитание – формирование навыков ответственного поведения и здоровых установок, развитие личной и социальной компетентности.

Профилактическое обучение основано на научно установленных закономерностях. Разработанная программа опирается на базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде :

    Принцип системности

предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране.

    Принцип стратегической целостности

определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.

    Принцип многоаспектности

Образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ-инфицирования.

Социальный аспект , ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;

Психологический аспект , направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.

  • Принцип ситуационной адекватности

означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.

  • Принцип индивидуальной адекватности

подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных и др. особенностей целевых групп.

    Принцип легитимности

профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и существующим нормативным актам.

    Принцип соблюдения прав человека

профилактические действия не должны нарушать права человека и свободу личности; в том числе, на участие несовершеннолетних в программах превентивного обучения, затрагивающих вопросы полового просвещения, должно быть получено согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

    Принцип комплексности

предполагает согласованность взаимодействия:

на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.);

на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (воспитатели, педагоги, дошкольные и школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);

на ведомственном уровне - органов управления образованием и органов управления здравоохранением на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также учреждений, отвечающих за взаимодействие координацию различных профилактических мероприятий превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде

    Принцип научной обоснованности

предполагает разработку и проведение профиалктическиъх мероприятий на основе современных научных взглядов и фактических материалов.

Организация профилактической деятельности обучающихся исходит из того, что ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная профилактическая деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной профилактической средой школы и укладом школьной жизни.

В Программе следует предусмотреть следующие три этапа:

    организационно-административный

    создание профилактической среды школы, поддерживающей опыт обучающихся по сохранению и укреплению здоровья, формирующей конструктивные ожидания и образцы здорового и безопасного поведения;

    формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе ценностей здоровья и безопасности на основе партнёрства и сотрудничества;

    развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля взаимодействия обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимых форм поведения, по защите от опасностей и угроз социального характера и приобщению обучающихся к социальной деятельности в этих направлениях;

    адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;

    координацию деятельности сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни;

    создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;

    создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума при развитии культуры здорового и безопасного образа жизни;

    поддержание субъектного характера при развитии культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в профилактической деятельности;

    мотивацию, стимуляцию и развитие готовности работников образования к ведению профилактической деятельности;

    организацию и проведение профессиональной подготовки педагогического состава, участвующего в профилактической деятельности.

    организационно-педагогический

    обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

    обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки профилактической деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

    создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для профилактической деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

    создание условий для профилактической деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

    обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации деятельности по направлению «культура здорового и безопасного образа жизни, профилактика зависимых форм поведения»;

    определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимых форм поведения, по защите от опасностей и угроз социального характера;

    использование социальной профилактической и здоровьесберегающей деятельности как ведущего фактора формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося;

    использование роли коллектива в формировании профилактической, здоровьесберегающей ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции в области здоровья и безопасности;

    стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес к профилактической и здоровьесберегающей деятельности и др.).

    учебно-воспитательный

    формирование активной позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся в отношении здоровья и безопасности;

    усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей;

    формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением по вопросам здорового образа жизни, профилактики аддиктивного поведения;

    достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

    активное участие в изменении школьной среды и доступных сфер жизни окружающего социума с позиций безопасности для жизни и здоровья, сохранения и укрепления здоровья;

    осознание мотивов своей профилактической и здоровьесберегающей деятельности;

    развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

    активное вовлечение родителей в профилактическую и здоровьесберегающую деятельность школы, развитие форм совместной деятельности.

Системная работа по формированию здорового и безопасного образа жизни, профилактике зависимых форм поведения должна быть организована по следующим направлениям :

Создание и развитие условий реализации профилактической деятельности в образовательном учреждении: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических, учебно-методических; современной информационно-образовательной среды;

Эффективная организация физкультурно-спортивной, оздоровительной работы, альтернативных рискованному поведению социально значимых форм досуговой деятельности;

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, соответствующая декларируемым в школьном сообществе ценностям здоровья и здорового образа жизни;

Организация системы повышения квалификации и методической работы с работниками образования;

Организация просветительской работы с родителями (законными представителями), информирование родителей о содержании планируемых профилактических программ и получение их согласия на реализацию этих программ в части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса (рекомендуемая интенсивность профилактического и здоровьеформирующего обучения – 1-2 часа в неделю в течение всего учебного года);

Реализация модульных здоровьеформирующих и профилактических образовательных программ для обучающихся через часы учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, а также через внеурочную деятельность (кружки, факультативы, элективные курсы, научно-исследовательские работы и социальные проекты).

Образовательное учреждение может конкретизировать задачи, виды и формы профилактической деятельности, воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, учитывая специфику образовательного учреждения и запросы участников образовательного процесса .

В процессе занятий по Программе используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, проблемное изложение знаний и исследовательский.

Перечисленные методы используются на занятиях, организованных в различных формах : установочная лекция, лекционно-семинарские занятия, самостоятельная работа слушателей с представлением собственного опыта, практические занятия с использованием дидактических раздаточных материалов, групповые методы обучения: дискуссии, круглые столы, ролевые игры, анализ проблемных ситуаций, психолого-педагогические тренинги, работа в проектных группах, защита социальных проектных инициатив, учебно-методическая и консультативная поддержка по всем аспектам Программы.

Принципы отбора методов обучения:

1. Принцип учёта учебных возможностей обучаемых: возрастных, психологических, уровня сформированности учебной мотивации, профессиональной подготовки, квалификации, опыта профессиональной деятельности.

2. Принцип учёта особенностей целей, задач и содержания программы обучения, конкретной темы.

3. Принцип учёта региональных особенностей: эпидемическая ситуация по распространенности наркопатологии, ВИЧ-инфекции, особенности инфраструктуры и кадровой обеспеченности системы образования, особенности межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики наркопатологии и ВИЧ-инфекции, активность гражданского общества по отношению к профилактической деятельности в образовательной среде, особенности развития социокультурной среды в конкретном регионе, уровень сформированности культуры здоровья в социуме конкретного региона, степень готовности педагогических кадров к введению ФГОС и т.д.

4. Принцип соответствия имеющимся условиям, отведённому времени обучения, вспомогательным средствам обучения, возможностям преподавателей, то есть учёт стилей отношений, руководства учебной работой, педагогического общения, сложившихся между преподавателем и участниками обучения.

Ожидаемые результаты

Результат 1: Прояснение позиции каждого участника обучения в отношении актуальности проблемы распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи.

Результат 2: Осознание личной и профессиональной ответственности за решение проблемы распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи.

Результат 3: Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения.

Результат 4: Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Следует особо подчеркнуть, что устойчивость мотивации к здоровому образу жизни зависит от непрерывности, последовательности, системности профилактических здоровьеформирующих воздействий, а также от сложившихся на данный период времени и в конкретной местности социальных и культурных норм в отношении здоровья и безопасного поведения.

Результат 5: Формирование ценности здоровья и отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Результат 6: Формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией .

Результат 7: Выработка совместных стратегий в отношении снижения поведенческих рисков, связанных с ВИЧ-инфицированием.

Результат 8: Формирование толерантности к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению .

Результат 9: Ликвидация стигмы по отношению к людям, попавшим в ВИЧ-уязвимую ситуацию.

Результат 10: Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье, развитие профилактического и здоровьесберегающего ресурса, направленного на предотвращение ВИЧ-инфицирования несовершеннолетних и молодежи, формирование культуры здоровья в семье.

Результат 11: Обеспечение информационной, консультативной психолого-педагогической поддержки семьям по вопросам воспитания подростков и молодежи, направленной на исключение или минимизацию рискового поведения, связанного с наркотизацией и ВИЧ-инфицированием

Содержание программы

Программа состоит из взаимодополняющих двух разделов:

    профилактическая работа с учащимися учебного заведения

    профилактическая работа с родителями (законными представителями)

Профилактическая работа с учащимися

Учебно-тематический план

Наименование темы

Цель урока

Возраст

Занятие 1. «Найти своё лицо».

Понятие о личности. Комплекс устойчивых компонентов личности (темперамент, характер, способности, мотивация) . Личность, индивид и индивидуальность. Понятие границ личности. Развитие личности. Самооценка.

14-18 лет

Занятие 2. «Познаю себя в общении с другими».

Роль общения в жизни человека. Формирование навыков эффективного общения. Я – высказывания. Я и мои друзья.

14-18 лет

Занятие 3. «Управление своими чувствами».

Чувства. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.

14-18 лет

Занятие 4. «Потребности и зависимости» .

Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от решения проблем.

14-18 лет

Введение в проблему профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа.

История возникновения и распространения ВИЧ/СПИДа. Терминологическое определение ВИЧ-инфекции и СПИДа. Источники ВИЧ-инфекции. Механизмы передачи ВИЧ-инфекции. Основные пути передачи ВИЧ-инфекции. Группы риска заражения ВИЧ-инфекцией.

14-18 лет

«Иммунитет и его значение».

Определение понятия «иммунитет». Изучение строения и функций иммунной системы организма человека. Клетки и органы иммунной системы. Специфический и неспецифический иммунитет. Закаливание. Формирование способности передачи знаний об особенностях работы иммунной системы.

14-18 лет

Занятие 7. «Ценность здоровья».

Формирование ценностного отношения к здоровью у подростков и молодежи.

14-18 лет

Занятие 8. «Мораль и нравственность в жизни человека».

Понятие морали и нравственности. Понятие смысла жизни и ее ценности. Понятие личностных ценностей, семейных ценностей. Понятие мужественности и женственности в современном обществе. Использование пословиц и поговорок при изучении норм нравственности, культуры поведения; осознание значимости семейных традиций в решении задач воспитания мальчиков и девочек.

14-18 лет

Занятие 9 . «Уверенность – моя визитка».

Как ставить цель, решать проблемы и принимать решения. Понятие группового давления и принятия собственного решения. Уверенное поведение в трудных жизненных ситуациях. Тренинг ассертивного поведения в ситуациях психологического давления и манипуляции. Тренинг психической саморегуляции в профилактике рискового поведения среди учащихся. Навыки избегания рискованных ситуаций.

14-18 лет

Занятие 1 0 . «Люди равных возможностей».

Социально-психологические и экономические последствия ВИЧ. Толерантность. Деятельность общественных организаций и отдельных людей, которые осуществляют борьбу с эпидемией ВИЧ-инфекции. История Красной ленточки.

14-18 лет

Занятие 1 1 . «Жизненные перспективы».

Обсуждение результатов совместной работы. Поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу. Формирование и развитие волонтерского движения среди подростков и молодежи по профилактике употребления ПАВ и профилактики ВИЧ-инфекции.

14-18 лет

Тестовый контроль

14-18 лет

Профилактическая работа с родителями (законными представителями)

Учебно-тематический план

Семья как профилактический потенциал.

лекция

Взаимоотношения в семье как основа взаимопонимания.

лекция

Личность подростка.

Трудный подросток.

Дискуссия, вместе с учащимися

ВИЧ/СПИД – мифы и реальность.

лекция

Ресурсы и возможности.

лекция

План мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции

Встреча с медицинскими сотрудниками (8-11 классы)

Зам. По воспитательной работе, социальный педагог

Анкетирование родителей «Что Вы знаете о ВИЧ-инфекции?»

Психолог, социальный педагог

Выступление перед родителями специалистов организаций и учреждений, занимающихся профилактикой алкоголизма, курения, наркомании и ВИЧ/СПИД.

Зам. По воспитательной работе, социальный педагог

Размещение информации для родителей по проблеме ВИЧ/СПИД на сайте школы.

социальный педагог

Рассмотрение на педагогическом совете вопроса о состоянии профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД в школе.

Психолог, социальный педагог

Мероприятия по нравственному воспитанию подростков с целью формирования социально безопасной модели поведения

Классные руководители

Используемая литература

    Беляева В.В., Ручкина Е.В. Консультирование в системе реабилитации при ВИЧ-инфекции. Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2001. №1.

    Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы /под общ. ред. И.Г. Вахрушевой.- Казань:

    Рахманова А.Г., Воронов Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ-инфекция у детей – СПб., 2003.

    Франкхам Дж., Канабус А. Поговорим с подростками о СПИДе: Пособие для родителей. – Таллин, 1993.

    Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.В.Казаковой. - СПб., 2001.

    Как уберечь ребенка от ВИЧ/СПИДа. Пособие для родителей. Под ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпиленя. – М., 2006. – 88 с.

    Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «ЛадьЯ». Москва, 2012. Российский Круглый стол.

    Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под ред. К.Г.Гуревича, Л.М.Шипицыной. – М., 2006. – 80 с.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и науки БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение

«КОМАРИЧСКИЙ МЕХАНИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Программа профилактики ВИЧ - инфекции и пропаганды здорового образа жизни

Основание для разработки программы: Федеральный закон от 30.03.1995г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Разработчик программы: ГБПОУ Комаричский механико-технологический техникум

Стратегическая цель - через здоровье к отличной учебе и успешной карьере.

Цели программы: Формирование у молодежи идей здорового образа жизни, предотвращение дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции за счет активных профилактических мероприятий, программ обучения и просвещения.

Задачи программы:

  1. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов техникума.
  2. Создание в техникуме условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру; повышение комфортного пребывания студентов на территории техникума.
  3. Формирование у студентов навыков ответственного поведения.
  4. Работа с общественными организациями с целью определения наиболее подходящих и эффективных путей просвещения молодых людей в области ВИЧ/СПИДа.
  5. Привлечение квалифицированных специалистов к профилактической работе.
  6. Организация мероприятий по профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа среди студентов КМТТ.
  7. Информирование студентов о службах помощи для ВИЧ - инфицированных, об ответственности за распространение ВИЧ/ СПИДа, гуманном отношение к ВИЧ - инфицированным.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Формирование здорового жизненного стиля у студентов.
  2. Создание актива, вовлеченного в систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни.
  3. Проведение мероприятий (лекции, беседы, декадники, акции), направленных на снижение употребления психоактивных веществ и информирование студентов о способах предохранения от ВИЧ-инфекции.
  4. Увеличение числа студентов, вовлеченных в профилактические мероприятия.
  5. Как следствие, снижение уровня распространенности ВИЧ-инфекции в студенческой среде.

Срок реализации программы: 2012-2016гг.

Обоснование программы:

Неизменным спутником наркомании стала ВИЧ-инфекция; известно, что более 90% ВИЧ-инфицированных людей употребляют наркотики.

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, число больных СПИДом в XXI веке существенно увеличилось.

В Российской федерациизарегистрировано 562088 случаев ВИЧ-инфекции (показатель на 100 тысяч населения -395,8), в том числе выявлено новых случаев в 2010 г.- 31903 случая ВИЧ-инфекции (показатель на 100 тысяч населения -22,5).

В 2011 году темой Всемирного дня борьбы со СПИДом была названа тема «В направлении к цели «ноль» — нулевое число новых случаев инфицирования, нулевая дискриминация и нулевое число смертей, связанных со СПИДом. Проводимая под эгидой ООН кампания «В направлении к цели «ноль» будет продолжаться до 2015 года.

Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Брянской области свою статистику публикует довольно регулярно и на её основании видно, что до цели «ноль» в регионе далеко. Всего, по данным учреждения, на территории области с 1989 года по 30 сентября 2013 года зарегистрировано 2204 ВИЧ-инфицированных жителя Брянской области. Кроме того, зарегистрировано 268 граждан РФ из других областей, 260 иностранных граждан и лиц без гражданства, 46 человека, обследовавшихся анонимно. Всего зарегистрировано 2778 случаев ВИЧ-инфекции. Умерло 554 больных ВИЧ/СПИДом, в т.ч. 517 жителей области.

За 9 месяцев текущего года зарегистрирован 141 новый случай ВИЧ-инфекции у российских граждан, жителей области (у 137 человек ВИЧ-инфекция выявлена на территории области и 4 человека прибыли в область с диагнозом «ВИЧ-инфекция» и встали на учёт). Это на 6 случаев (4,2%) меньше, чем за тот же период 2012 года. Кроме того, выявлено 14 иногородних граждан РФ и 11 иностранцев. Всего за 9 месяцев зарегистрировано 166 новых случаев ВИЧ-инфекции. Снижение заболеваемости произошло за счёт уменьшения зарегистрированных случаев заражения мужчин при внутривенном употреблении наркотиков.

Больше, чем в прошлом году зарегистрировано новых случаев в 11 административных территориях из 30 (не считая областного центра). Наибольший рост заболеваемости отмечен в Почепском районе (на 4 случая), в Навлинском и Гордеевском районах (на 3 случая). По показателю заболеваемости в 2013 году лидируют г. Сельцо (54,9 на 100 тыс. населения), Рогнединский (28,7), Гордеевский (26,7), Дятьковский (19,6), Навлинский (17,8), Климовский (17,3) и Почепский (14,8) районы.

Брянск является лидером в области по темпам роста количества заболевших. На 30 сентября 2013 года в городе зарегистрировано 702 случая ВИЧ-инфекции у граждан РФ жителей области. Всего в Брянске зарегистрировано 774 случая ВИЧ-инфекции.
За 9 месяцев текущего года в городе зарегистрировано 48 новых случаев. Это на 20 случаев (в 1,8 раза) больше, чем за 9 месяцев 2012 года. На 5 человек (четырёх женщин и одного мужчину) больше зарегистрировано заразившихся «наркоманийным» путём, и на 13 человек — заразившихся гетеросексуальным путём. Двое мужчин заразились гомосексуальным путём. Особенно резко увеличилась заболеваемость в Володарском (с 1 до11 случаев) и Бежицком (с 12 до 24 случаев) районах.

В целом по России, по данным Роспотребнадзора, за девять месяцев 2013 года зарегистрировано 54,6 тысячи новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан РФ, что на 7,1% больше, чем за аналогичный период 2012 года. По информации ведомства, основной причиной заражения ВИЧ-инфекцией в стране остается внутривенное введение наркотиков нестерильными инструментами (почти 58% от всех новых случаев заражения). При этом 40% заболевших заразилось при гетеросексуальном контакте.

Поскольку полностью ликвидировать ВИЧ-инфекцию и СПИД на современном этапе не представляется возможным, первостепенное значение отводится профилактике ВИЧ-СПИДа.

Общественность начинает понимать, что сфера образования должна играть важную роль в предотвращении ВИЧ-инфицирования, оказании профилактических услуг. Поскольку ВИЧ- инфекция относится к социальным заболеваниям, важно прививать молодым людям навыки ответственного поведения: вести здоровый образ жизни, применять средства защиты от инфекции во время половых контактов, повышать культуру сексуальных отношений, уметь противостоять влиянию окружающих. Роль сферы образования в профилактике ВИЧ-СПИДа продолжает возрастать. На молодых людей можно и нужно оказывать влияние посредством программ информирования о ВИЧ/СПИД - заболеваниях и пропаганды здорового образа жизни.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное решение задач профилактики

В течении

Зам по УВР

Социально-психологический мониторинг, включающий анкетирование студентов- первокурсников, оценку социально-психологического климата в группах первого года обучения, оценку благополучия (выявления неблагополучных) мест проживания и досуга студентов.

Сентябрь-октябрь 2012-2016гг

Кл. руководители,

зам по УВР

Популяризация активного образа жизни в техникуме. Проведение дней здоровья, спартакиад.

В течении

Зам по УВР., руководитель физвоспитания

Декада информационно-профилактической работы под девизом «Знаю. Поддерживаю. Присоединяюсь. Мы против ВИЧ/СПИДа».

Зам по УВР., Комаричская ЦРБ, медсестра

Организация и проведение творческих работ студентов техникума (плакатов, слоганов, фотовыставок и др.).

Декабрь, апрель 2011-2013гг.

Кл. руководители,

зам по УВР

Проведение акции приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом

« Защити свою любовь».

Кл. руководители, активы групп,

зам по УВР

Обучение ведению профилактической работы кураторов, воспитателей студенческих общежитий и включение их в реализацию программы профилактики.

В течении

Зам по УВР, Комаричская ЦРБ, медсестра

Проведение лекций с привлечением врачей гинекологов, венерологов.

Сентябрь-октябрь 2012-2016гг.

Зам по УВР, Комаричская ЦРБ



Загрузка...