paradisemc.ru

Педсовет по правовому воспитанию дошкольников в доу. Педагогический совет "правовое воспитание дошкольников". Когда была принята Конвенция о правах ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками

  1. Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
  2. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

Форма проведения:

Дискуссионный клуб “Беседы у камина”

Присутствовало:

Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.

  1. Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
  2. Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.

Наглядность:

1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:

  • Конвенция о правах ребенка от 02.09.1990 г.
  • Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г.
  • Конституция РФ от 25.03.2004 г. № 1- ФКЗ
  • Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г.
  • Областной закон № 28-ОЗ “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года
  • Закон “Об образовании” от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.

2. Карты семьи, имеющей несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска (на каждого воспитанника МДОУ).

Предварительная работа:

Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей заведующей консультативно-правового отдела Центра социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска Шишкиной Г.Ф.

Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель Коваль И.А.; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель Свинцова Н.К.; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель Казанцева С.Ю.

Информационный стенд для родителей по нравственно-правовой тематике;

Познавательно-досуговые мероприятия и др.

Повестка:

  1. Роль Центра социальной помощи семье и детям в повышение ответственности семьи за воспитание своего ребенка
  2. зав. КПО Шишкина Г.Ф.

  3. Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.
  4. заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г.

  5. Интерактивная деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека
  6. старший воспитатель Данишкина Н.Н.

  7. Знакомство с положительным опытом в семье Брагиных.

Председатель родит. комитета Зайцева О.А.

Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол председателя совета. На столах нормативно-правовые документы, анкеты, карточки с описанием проблемных ситуаций. Справа от председателя – столы “Воспитатели”, слева – “Родители”. За столом “Администрация” - заведующая МДОУ, старший воспитатель, представители социальной защиты.

Заведующая консультативно правового отдела Центра помощи семье и детям Шишкина Г.Ф. рассказала о работе Краснотурьинского Центра оказания помощи семье и детям. Было отмечено что разработана программа по сбору данных семей, несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска. Это все необходимо для оперативного отслеживания и проведения коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. Были изучены карты семей, воспитанников МДОУ: из 187 семей выявлено 6 претендентов в группу “риска” - 3 семьи опекунов, 2 семьи матери одиночки, 1 семья с неблагополучной семейной атмосферой. Был зачитан план коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. (Приложение № 1)

Заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г. рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение № 2).

Старший воспитатель Данишкина Н.Н. провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации оправах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги и родители самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог заведующей МДОУ о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение № 3)

Председатель родительского комитета МДОУ № 32 Зайцева О.А. познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Брагиных имеющих двоих детей, воспитанников МДОУ. Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.

В прениях выступили:

психолог Ильиных Г.В., логопед Смирнова Т.В., медицинская сестра Васюнина О.В., старший воспитатель Данишкина Н.Н., музыкальный руководитель Трушкина М.А., родители: Рейш Е.М., Овсюченко Н.С., Шик С.М., Покало Л.В..

Решение педагогического совета:

1. Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МДОУ на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов и родителей через:

  • местное телевидение “Град”;
  • городской газеты “Вечерний Краснотурьинск”, “Заря Урала”;
  • местное радио МДОУ

2. Организовать клуб-коллоквиум “Когда душа с душою говорит” по передаче положительного опыта семей МДОУ.

3. Опыт положительного воспитания ребенка в семье Брагиных вынести на городские педагогические чтения.

Председатель: Зав. МДОУ № 32 Киселева Л.Г.

Секретарь: Трушкина М.А.




Политико-правовой турнир «Человек среди людей» В турнире участвуют две команды:»Идеалисты» и «Фемида» Конкурсы: Политика Устами младенца(понятие государство, право, закон, юридическая ответственность, преступление) Показ мини – презентаций Мини – дебаты «Какая форма правления лучше?» Обсуждение фразы: «Государство-это мы» Практикум - юридическая консультация Государственная символика Право Понятие право Закон и виды законов Работа с текстом Конституции РФ и РТ Практикум по разбору различных ситуаций


Формы работы Формы работы Отряд «Юные друзья милиции» Работа с детьми группы риска Совет профилактики Совместная работа с милицией Работа с родителями Массовая воспитательная работ Осуществление психолого- педагогической помощи Организация выставок книг по правовому воспитанию Оказание методической помощи учителям (семинары, педсоветы) Программы: «Подросток» «Я выбираю жизнь» Проект «Мы в ответе за свою жизнь»






Семейная гостиная «Вся семья вместе и душа на месте» Любят меня без особых причин За то, что я внук, за то, что я сын Формы работы: Кроссворд --Родственные отношения семье Подобрать синонимы к слову –Дом Психологическая игра «Дощечка» Хорошо ли мы знаем свою маму? Хорошо ли мы знаем своего ребёнка? Хобби Семейный альбом Копилка мудрости Мультфильм про мамонтёнка




Психолого – педагогическое сопровождение УВП Направления работы Профилактическая работа Психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей Диагностика УВП Психологическое консультирование Психологическое сопровождение детей с девиантным поведением Профориентация








Отряд « Закон и порядок» по профилактике правонарушений Помочь всегда, Помочь везде, Помочь и в радости и в беде Песня отряда Работа наша и опасна,и трудна И на первый взгляд, как будто не видна. Если кто-то кое-где у нас порой Честно жить не хочет. Значит с ними нам вести незримый бой Так назначено судьбой для нас с тобой – Работа дни и ночи.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.

Это делает необходимым планирование специальной методической работы с педагогическим коллективом для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру воспитателей, их педагогическую квалификацию в Этой области.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Как организовать эту работу?

  • Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  • Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)
  • Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Какие задачи мы ставим перед педагогами?

  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

    – с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);

    – с родителями (родительские собрания по теме);

    Сейчас хотелось бы осветить третье направление, а именно – работу с детьми. Для начала проведем разминку, которая прозвучит под рубрикой:

    “Правовая академия”

    1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
    2. Как вы понимаете выражение: “Мой дом – моя крепость”?
    3. Как оно связано с правами человека?
    4. Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
    5. Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?

    Выбрать судью Н.В.

      Рассмотреть плакат по сказке “Серая шейка”.

    Первая команда персонажей, чья жизнь в опасности. Вторая команда находит того, кто посягает на жизнь персонажей.

  • Работа с карточками по мотивам сказок.
  • Защита конспектов, бесед и занятий (по одному) и по одному называют.

    1. Команды разбирают картинки и размещают их на соответствующих мольбертах.
    2. Команда представляет свои игры и называет, какие права закрепляются в них.

    Вот мы в игровой форме разобрали некоторые моменты правового воспитания.

    Теперь обратите внимание еще раз на плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность” и выскажите свое мнение по этому поводу.

    Выберите редакторов для изготовления плакатов или рекламы, призывающих к активной защите прав детей.

    Остальные участники вырабатывают предложения для принятия решения педагогического совета (можно использовать карточки).

    Судья координирует и вносит решение педагогического совета.

    Звучит музыка “Генералы песчаных карьеров” . Н.В. Читает стихотворение “Дайте детству состояться”.

    А. По мотивам сказки “Лиса и заяц”

    3. Нарисуйте схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

    А1. По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

    1.Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

    Б. По мотивам стихотворения Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

    1. Подсчитайте на рисунке, скольким зайцам дед Мазай помог сохранить жизнь, и обведите нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    2. Найдите в стихотворении стпочки, где говорится о жестоком обращении с зайцами. (Какие статьи?)

    Б1. По мотивам сказки “Гуси-лебеди”.

    1. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

    2. Кто помог девочке спастись и выручит братца из неволи. (Схематично нарисовать).

    Приготовить:

    1. Плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность”.
    2. Плакат по сказке “Серая шейка”.
    3. Шапка судьи.
    4. Карточки с заданиями по сказкам.
    5. Конспекты занятий, бесед, игр.
    6. Рубрики: “Я имею право…”, “Я не должен…”.
    7. Картинки по рубрикам.
    8. Другие виды по правам: “Кот, петух, лиса”, “Чиполлино”.
    9. Ватман,1/4 листа
    10. Фломастеры.
    11. Карточки для выработки решений.
    12. Магнитофон и кассета.
    13. Статьи по декларации.
    14. Декларация прав ребенка.
    15. Два мольберта, столы.
    16. Книгу “Дед Мазай и зайцы”.

    Можно использовать:

  • Чтение: “Дедушка и внучек” К.Д.Ушинский; “Цветик-семицветик”; “Скажи человеку, здравствуй” В. А. Сухомлинский
  • Игры: “Семейный совет” (умение высказывать собственное мнение); “О чем рассказал семейный альбом”; “Я и моя семья”.
  • Составление генеалогического дерева.
  • Рисование “Моя семья” и составление альбома из рисунков.
  • Поделки из природного материала с участием взрослых и детей.
  • Досуг “Неразлучные друзья – взрослые и дети”.
  • Литература

  • Конвекция о правах ребенка
  • “Изучаем права человека” В. Антонов
  • “Ваши права” Вита-пресс,1996.
  • Опыт работы методистов г.Волгограда и Тольятти.
    1. Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
    2. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

    Дискуссионный клуб “Беседы у камина”

    Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.

  • Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
  • Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.
  • Карепина Елена Анатольевна
    воспитатель
    МБДОУ ДС №68 «Ромашка»
    Старооскольского городского округа

    «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский

    Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

    В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

    Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л.В. Выготского и Д.Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка.

    Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. Ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

    Два важных института социализации детей – семья и дошкольное учреждение. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

    В семье ребенок получает свои первые индивидуальные умения, усваивает нормы и правила, которые отражаются в его поведении в различных ситуациях повседневного общения. Семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь общества.

    К сожалению, родители по-разному понимают права детей и возможности их применения. Одни уважают права детей, понимая, что они строго определены функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другие имеют более абстрактное понимание правовой проблематики и принимают ее частично. Встречается и третья часть родителей, которые не имеют никакого представления о правах детей. Дошкольное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка.

    Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений. Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Какие задачи стоят перед нами?

    Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

    Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

    • с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);
    • с родителями (родительские собрания по теме);
    • с детьми.

    С целью выявления состояния работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса, на основании годового плана Детского сада № 73 на 2011 – 2012 учебный год был осуществлен тематический контроль «Эффективность работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса» (знакомство с результатами данного контроля).

    Сегодня педсовет у нас пройдет в форме устного журнала «Права детей».

    1 страница. “Правовая академия”

    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В главе 1, статье 1 прописываются понятия, используемые в настоящем законе, одним из понятий является следующее понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Сейчас команды по очереди называют по одной из категорий детей, относящихся к данному понятию.

    • Дети, оставшиеся без попечения родителей
    • Дети-инвалиды
    • Дети с психическими или физическими недостатками
    • Жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эко – техногенных катастроф, стихийных бедствий
    • Дети из семей беженцев
    • Дети в экстремальных ситуациях
    • Жертвы насилия
    • Дети родителей, отбывающих наказание
    • Дети из малоимущих семей
    • Дети с отклонениями в поведении

    2 страница. Календарь правовых дат

    3 страница «Сказочная»

    По мотивам сказки “Лиса и заяц”.

    1. Какое право было нарушено? (Право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на труд).

    3. Назовите персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

    По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.

    1. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

    2. Чьи права были нарушены в этой сказке?

    «Красная шапочка» - ст.3 (неприкосновенность);

    «Летучий корабль» - ст.16 (право человека создать семью);

    «Что дороже соли?» - ст.19 (право на убеждение);

    «Кощей Бессмертный» - ст.17 (право на имущество).

    4 страница. «Педагогическая»

    Подобрать к каждой из предложенных тем виды деятельности (соединить их стрелками).

    5 страница. «Игралочка»

    Дидактическая игра «Права детей». Педагогам демонстрируется предмет, а они называют право, с которым данный предмет ассоциируется.

    6 страница. «Пойми меня»

    1 игрок от команды вытягивает карточку с правовым термином (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Игрок описательно объясняет термин, не называя термин.

    Обе команды набрали равное количество очков и показали свои знания в области правового воспитания. Рекомендуем взять на заметку игры, предложенные коллегами.

    Подведение итогов.

    Решение педсовета.

    Педагогический совет «Правовое воспитание дошкольников» Разминка 1.Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка? 2.Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах?

    • Право на жизнь, гражданство, образование;
    • Право на жизнь, семейные связи, образование;
    • Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;
    • Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
    3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
    • Органы управления РФ;
    • Органы местного самоуправления;
    • Образовательное учреждение;
    • Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
    4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
    • Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
    • Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;
    • Родители или лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
    • Родители и органы местного самоуправления.
    5.Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?
    • Да, если они получены с согласия родителей;
    • Да, если они получены не в результате правонарушения;
    • Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;
    • Нет, ребенок не должен работать.
    6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
    • Учредитель;
    • Органы управления образовательным учреждением;
    • Должностные лица образовательного учреждения;
    • Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
    7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?
    • Заведующий как представитель образовательного учреждения;
    • Заведующий как должностное лицо этого учреждения;
    • Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
    • учредитель образовательного учреждения.
    8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
    • Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
    • Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
    • Направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
    • Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
    Викторина «Права литературных героев»
    • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
    • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
    • Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбор места жительства?
    • В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследования?
    • Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
    • В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
    • Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»?
    • Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван –царевич и серый волк»?
    • Какое право нарушили братья в сказке «Иван - царевич и серый волк»?
    • Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница»?
    • Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение?
    • Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке?

    Анна Хандожко
    Педсовет «Правовое воспитание в ДОУ»

    Тема нашего педсовета - «Правовое образование в ДОУ » .

    Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна не только нам, но и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ , какие ее формы используются, вы сможете узнать в ходе педсовета .

    С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал : «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» .

    С наступлением XXI в. во всем мире эта проблема стала особенно острой : социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети -самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы : как защитить права ребенка , сохранив тем самым генофонд нации. В России на начало 2006 г. проживало 33,1 млн детей, что составляло почти четверть населения страны. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание , образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Для нашего общества существуют не День и не Год защиты детей, а Время работы над воспитанием поколения , которое должно нас сменить. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка . А происходило это так.

    В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка . Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей . В Декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно забо-титься о защите прав детей . Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже.

    Декларация прав ребенка , принятая в 1959 г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка . Вот как происходило ее принятие.

    В июне 1989 г. от побережья Бретани (Франция) курсом Дакар - Форде-Франс - Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта» . На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились еще 15 юношей и девушек, а на островах Вест-Индии корабль принял на борт еще одну группу молодежи.

    Юноши и девушки представляли пять континентов. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями : пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка . В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили ее генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 г.

    С этого исторического момента о «мировой конституции прав ребенка » , как ее называют публицисты, узнало все прогрессивное человечество.

    Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей . Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права . Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают

    взрослые.

    Уважаемые коллеги! Обучая других, учитесь и сами. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель , должен знать свои права , соблюдать и защищать их. В противном случае мы не научим других, не обладая знаниями сами.

    Итак, вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека . Предлагаем небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из них предложено четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г) .

    РАЗМИНКА

    1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка ?

    2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать

    государства-участники Конвенции ООН о правах ребенка ?

    а)Право на жизнь , гражданство, образование;

    б)право на жизнь , семейные связи, образование;

    в) право на жизнь , на свободное выражение своих мыслей, отдых и досуг;

    г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав .

    3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

    а) Органы управления РФ ;

    б) органы местного самоуправления ;

    в) образовательное учреждение;

    г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка .

    4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

    а) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь

    детей, их развитие и защиту;

    б) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;

    в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

    г) родители и органы местного самоуправления .

    5. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?

    а) Да, если они получены с согласия родителей;

    б) да, если они получены не в результате правонарушения ;

    в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;

    г) нет, ребенок не должен работать.

    6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

    а) Учредитель;

    б) органы управления образовательным учреждением;

    в) должностные лица образовательного учреждения;

    г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

    7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?

    а) Заведующий как представитель образовательного учреждения;

    б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;

    в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

    г) учредитель образовательного учреждения.

    8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников ?

    а) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

    б) в ОУ необходим правильно организованный режим питания, занятий воспитанников ;

    в) необходимо обеспечить направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

    г) необходимо создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников .

    Каждый ребенок должен знать свои права , быть юридически грамотным. Воспитатели , весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей . В нашем ДОУ ведется работа с детьми и родителями по правовому

    К мероприятиям относятся :

    Заключение договоров с родителями;

    Проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме;

    Создание банка данных о семьях воспитанников ДОУ , социального паспорта ДОУ;

    Оформление наглядно-информационных стендов в группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме ; выставки семейных и детских работ. Основной является совместная деятельность взрослого и ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах , чувства уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги. Воспитателями

    организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению проблемных ситуаций, разработка совместных с воспитателями проектов , создаются условия для про-дуктивной деятельности (изготавливаются эмблемы, плакаты, проводится их презентация) .

    В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей , правовое понятие , используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок проводим осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок , к осуждению положительных героев и оправданию злодеев .

    Предлагаем вам викторину.

    ВИКТОРИНА «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ »

    1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая Шейка» , «Красная Шапочка» , «Дюймовочка» , «Сказка о рыбаке и рыбке» .)

    2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки «Три поросенка» , зайчик из сказки «Ледяная избушка» .)

    3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница» .)

    4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» .)

    5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет» .)

    6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение ? («Мороз Иванович» , «Госпожа Метелица» , «Сказка о попе и о его работнике Балде» .)

    Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.

    Жестокое обращение с детыми : что это такое?

    «Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребенка физически, это еще и унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

    Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

    Жестокое обращение в детстве делает людей социально де-задаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошими родителями. Опасное социальное последствие насилия -дальнейшее воспроизводство жестокости . Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители, но и другие члены семьи, опекуны, попечители, воспитатели и т . д.

    ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

    1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

    Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия этого.

    3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодически длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие его личности и формирующее патоло

    гические черты характера.

    К психическим формам насилия относятся :

    Открытое неприятие и постоянная критика;

    Угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

    Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

    Преднамеренная физическая или социальная изоляция;

    Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

    Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

    4. Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и жизни или его развитию.

    К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся :

    Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

    Должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

    По данным европейских и американских исследований, в последние годы число проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.

    Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье :

    Неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех;

    Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

    Безработица, постоянные финансовые трудности;

    Конфликты между родителями;

    Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

    Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

    Нежеланный ребенок;

    Умственные или физические недостатки ребенка;

    Трудный ребенок.

    Решение ситуаций.

    Ситуация 1

    Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и. горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

    Какие права ребенка были нарушены?

    Ситуация 2

    Таня любила убирать у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама.

    Опишите ситуацию с разных позиций.

    Задание 2. «Достойный ответ» .

    Цель- найти выход из конфликтной ситуации.

    Инструкция. Участники делятся на две команды - «Педагоги» и «Родители» . Каждая команда получает карточку, на которой содержится какое-либо высказывание. Поочередно, меняясь ролями, представитель от каждой команды зачитывает фразу -«выпад» . Задача соперников - достойно на него ответить.

    Карточка № 1. Вы слишком высокого мнения о себе.

    Карточка № 2. Почему Вы на всех смотрите волком?

    Карточка № 3. У Вас такой страшный взгляд!

    Карточка № 4. Вы всегда на всех кричите.

    Подведение итогов.

    Легко ли было выполнять задание?

    Принимали ли Вы близко к сердцу нелестное замечание в адрес своей команды?

    Деловая игра

    «Знаем ли мы права детей

    Каждой команде по очереди в течение 30 с будут заданы вопросы. От-вечать надо четко, быстро, громко. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа , будут предложены другой команде.

    Вопросы для первой команды

    1. Как называется основной документ по правам ребенка , принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребенка .)

    3. Сколько статей включает Конвенция о правах ребенка ? (54.)

    4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка ? (В 1990 г.)

    5. Сколько стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка ? (191 страна.)

    6. Какая высокоразвитая страна мира пока еще не подписать под Конвенцией? (США.)

    7. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека ? (В 1948 г.)

    8. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет.)

    9. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка ? (На родителей.)

    10. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь .)

    11. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести.)

    12. Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летную девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола.)

    13. Какие права были нарушены в ситуации, когда 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях.)

    Дополнительный вопрос (на обсуждение 30 с)

    правах ребенка .

    У детей есть только одно право : делать то, что велят им родители и воспитатели . Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделя-ет человека полной правовой ответственностью . (Согласно ст. 2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходи-мые меры по защите его прав .)

    Вопросы для второй команды

    1. Назовите имя польского писателя, который в 1929 г. выпустил книгу «Право ребенка на уважение » . (Я. Корча к.)

    2. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? правом , и обязанностью.)

    3. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения. (С 3 лет.)

    4. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка ? (Авторитарный.)

    5. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя.)

    6. Кто должен делать все возможное для осуществления прав , содержащихся в Конвенции? (Государство.)

    7. На какие виды делятся права ребенка ? (Защита от всех форм жестокого обращения, права на охрану здоровья , на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности.)

    8. Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки .)

    9. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ? (Право на жизнь .)

    10. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий Утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушили ? (Он не был похож на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности.)

    11. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка» ? (Право на неприкосновенность жилища.)

    Дополнительный вопрос (на обсуждение 30 с)

    Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах ребенка .

    Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. (Согласно ст. 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок имеет право сохранить связь с обо-ими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)

    Дополнительные вопросы

    1. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка» ? (Лиса, петух.)

    2. Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван-царевич и Серый Волк» ? (Право на владение личным имуществом.)

    3. Какое право нарушили братья в сказке «Иван-царевич и Серый Волк» ? (Право на жизнь и личную неприкосновенность.)

    Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршин «Лягушка-путешественница» ? (Правом на свободное передвижение.)

    4. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение ? (Без ограничений.)

    5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей.)

    Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их на-рушать

    В жизни можно по-разному жить :

    В горе можно и в радости,

    Вовремя есть, вовремя пить,

    Вовремя делать гадости.

    А можно и так : На рассвете встать

    И, помышляя о чуде,

    Рукой обнаженной солнце достать

    И подарить его людям.



    Загрузка...